Smash Bros. — одна из самых культовых серий игр на Западе. Она ведет свою историю еще с 1999 года, когда Nintendo переизобрела в своей манере жанр файтинга. Однако Nintendo 64 была для России диковинкой, как и другие консоли японской компании, поэтому серия Smash Bros. не стала у нас популярной. По этой же причине, новая Super Smash Bros. Ultimate в качестве главного релиза Nintendo Switch в 2018 году кажется странным выбором.
Весь остальной мир с нетерпением ждал новой возможности стравить в поединках героев игр Nintendo и других компаний. Сильнее всего ее ждали жители США — они купили более 3 миллионов копий игры всего за 11 дней после релиза; в Европе же SSBU стала самой быстропродаваемой игрой Nintendo за все время.
Все любят файтинги. При этом, практически никто не изучает их досконально: чаще всего мы проходим сюжет очередной части Mortal Kombat или супергеройской Injustice, а потом храним игру на случай визита друзей. И не важно, что по-настоящему играть в файтинги умеют лишь единицы. Эти люди играют в них годами, знают точное количество кадров анимации ударов и разбираются в тактиках боя за разных персонажей. Для обывателей куда важнее выяснить, кто сильнее — Саб-Зиро или Скорпион; это всегда было делом чести.1
Серия Smash Bros. отличается от файтингов так же сильно, как Splatoon и Mario Kart отличаются от шутеров и гонок. Пожалуй, это самая дружественная к новичкам игра в жанре, но для нее очень важна «точка входа». Поэтому я рекомендую сначала сыграть в Super Smash Bros. Ultimate с живым человеком.
Это путь, который я проделал сам на мероприятии Level Up Days. Девушка-промоутер Nintendo объяснила основы сражения и управления, после чего несколько раз надрала мне зад. В последствии я потребовал от нее реванша на «Игромире». Там же опробовал бой вчетвером с другими посетителями — и, в результате, проникся игрой ещё до выхода. Так что я с нетерпением ждал релиза 7 декабря и рвался в бой.
А вот у моего друга история вышла совсем другой. Он почти ничего не слышал об игре и не следил за ней, поэтому мне пришлось заставлять его купить Super Smash Bros. Ultimate. Естественно, первое впечатление вышло так себе: всего 8 бойцов на выбор вместо заявленных 74, какие-то непонятные разделы в главном меню и странный «классический» режим битвы, где враги постоянно выкидывают персонажа с карты (да и сам еще падаешь с платформы регулярно). Еще проценты возле имени персонажа при получении урона не убывают, а наоборот, растут.
Где, черт возьми, полоска здоровья?
Потом мы созвонились с другом голосом. Я объяснил ему основы процесса — стало получше. Но по-настоящему же друг открыл для себя Super Smash Bros. Ultimate и полюбил ее после воскресных посиделок в компании и серии боев с живыми оппонентами.
Боевая система
Серия Smash Bros. похожа на остальные файтинги лишь поверхностно. Камера здесь тоже находится сбоку, а персонажи сражаются и наносят друг другу урон. Но даже основные цели уже отличаются: если в Street Fighter или Mortal Kombat нужно сократить полосу здоровья оппонента до нуля, то в Smash Bros. надо вытолкнуть его за пределы арены. Нанесенный урон же меняет реакцию противника на ваши действия — чем сильнее вы ему накостыляете, тем дальше он будет отлетать после очередного мощного удара.
Поле боя тоже принципиально отличается. Вместо привычных «стен», здесь арены ограничивает пропасть. Можно легко свалиться (и вы будете часто падать), из-за чего не получится упереться спиной в стену и превратить бой в перестрелку на дальней дистанции.
В Super Smash Bros. Ultimate есть привычные бои со здоровьем, а если определить в настройках количество возрождений, они заменят привычные раунды. Но этот режим в игре — не основной, и я советую не держаться за старые привычки. Попробуйте открыть для себя что-то новое.
Вместо привычных полосок жизней бойцов, в SSBU индикаторы с процентами. Пока их меньше 50%, удары отбрасывают персонажа лишь на незначительное расстояние; 50-100% — его вышибают с арены только самые мощные приемы, от которых вы сможете оправиться и вернуться в бой; от 100% до 150% удары уже отбрасывают дальше. После 150% персонаж отправляется в полет после каждого тычка — ну а если все же удалось дотянуть до 300% и не проиграть, то вы улетите с арены от первого же удара.
Управление и персонажи
«Погоди, дай попробую одну штуку», — чаще всего именно так начинаются поединки с друзьями. Год за годом жанр прятал способности героев за сложными комбинациями кнопок, а знание этих комбинаций наизусть и умение ловко их прожимать было предметом гордости.
Smash Bros. идет другим путем. В ней есть кнопка способностей — просто нажимаете ее, отклоняете стик в разные стороны и получаете четыре разных спецприема на персонажа.
Так как персонажи Smash Bros. пришли из самых разных игр, механики их боя кардинально отличаются. Поэтому, хоть управление простое и одинаковое для всех, каждый персонаж по-своему отличается: если вы долго играли Донки Конгом, а потом перешли на Мегамена, то хоть и не будете разучивать новые комбинации кнопок, все равно начнете учиться играть заново.
Чтобы у игроков не разбегались глаза от разнообразия, после запуска игры стартовый список ограничен набором героев из самой первой части Smash Bros. Но постепенно вы откроете всех 74 бойцов. Каждый передает ощущения из собственной игры:
- Рю — привычный «боец». Если вы играли в Street Fighter, то быстро освоитесь с ним. Когда Рю участвует в поединке один на один, он всегда автоматически разворачивается лицом к противнику, а если вы будете вводить комбинации его приемов из Street Fighter, игра наградит вас бонусом к урону;
- У Мегамена практически нет рукопашных атак. Он стреляет даже вместо стандартного удара — в итоге, при игре за него нет смысла ввязываться в ближний бой;
- Самус из Metroid находится где-то посередине — она и кулаками постучать не прочь, и на дальней дистанции накроет ракетным огнем.
Хватает и вовсе экзотичных вариантов: тренер из Wii Fit, собака с уткой из Duck Hunt или человечек из Game & Watch, прообраза нашей «Электроники» с игрой «Ну погоди!».
Кроме нанесения урона, персонажи отличаются способностями возвращения на платформу. Учитывая, что бой идет не на здоровье, этот параметр может стать ключевым. Особенно для новичков, которые еще не умеют компенсировать нехватку мобильности при помощи грамотного применения спецспособностей. По этой причине, Кирби — первый персонаж в сюжетной кампании. Как и в собственных играх, он неплохо летает.
World of Light
Одно из главных нововведений Super Smash Bros. Ultimate, в сравнении с предыдущими частями — сюжетный режим «Приключение». По нему, таинственное божество Сиян похитило всех персонажей и сделало их своими марионетками. Спастись удалось только Кирби. Теперь ему предстоит в одиночку изучать незнакомый мир и спасать товарищей.
Персонажи, которые не получили места в качестве бойца, выступают в роли «духов». Они служат усилителями в данном режиме.
Духи делятся на лидеров и поддержку: первые влияют на общую силу персонажа, а вторые меняют отдельные аспекты боя. Например, усиливают удары оружием или голыми руками, защищают от определенных типов урона или позволяют игнорировать некоторые особенности уровней (вроде ядовитой земли).
Чтобы освободить духа или бойца, надо победить его в схватке. Не могу не похвалить фантазию разработчиков — они воссоздали сотни персонажей из игр с помощью различных модификаций поля боя, отдельных способностей противников, многочисленных раскрасок и костюмов героев. А в особых подзонах Super Smash Bros. Ultimate воспроизводит не только отдельных персонажей, но и целые игры: The Legend of Zelda, Mega Man, Castlevania, Donkey Kong и Monster Hunter. При этом, в конце каждой подзоны вы будете сражаться с полноценным боссом.
На полное прохождение сюжетного режима приключения у меня ушло 33 часа. К сожалению, интерес и сложность схваток вышли неравномерными — отдельные бои чрезмерно сложные, в то время как большинство противников превращаются в груши для битья после получения нескольких мощных лидеров.
Смена уровня сложности не влияет почти ни на что. Я не заметил особой разницы ни в боях, ни в наградах за их прохождение, да и дополнительное золото с очками для развития, которые можно получить при игре на высоком уровне сложности, оказывается ненужным — очков для развития предостаточно даже на легком уровне сложности. Спустя часов двадцать начинаешь откровенно скучать, а по-настоящему развлекают лишь схватки с боссами.
Зато финал оправдывает всю скуку, которую вы можете ощутить под конец прохождения. Не буду раскрывать подробности, но бой с финальным боссом вышел насколько интересным и запоминающимся, что я могу назвать его одним из лучших энкаунтеров в играх вообще.
Помимо прочего, режим «Приключение» это самый надежный способ разблокировать новых бойцов (пусть и медленный); освобожденные персонажи автоматически становятся доступными во всех остальных режимах игры. А вот в обратную сторону это не работает.
Мультиплеер
Главная ценность Super Smash Bros. Ultimate кроется в многопользовательских режимах. Неважно, как вы будете играть: в онлайне, с друзьями перед одним телевизором или напрямую с другой консолью, развлечений хватит на всех.
Я остановлюсь на тех режимах игры, которые понравились мне больше всего.
Локальная игра
Одиночные бои имеют множество настроек правил — играть можно на время, «жизни» или то и другое одновременно. Можно включить привычные сражения на здоровье, как в остальных файтингах. Настраиваются все параметры, включая автоматическое заполнение шкалы финального смэша (так здесь называются местные «ульты»).
Участвовать в сражении могут до 8 игроков, сражаясь в командах или по одиночке. Если людей не хватает, любое место можно отдать компьютеру.
Тотальная битва
Тотальная битва похожа на обычные одиночные бои (и так же настраивается), но при этом нужно заранее указать количество сражений. В этом режиме каждого персонажа можно выбрать лишь однажды — для победы желательно уметь играть каждым. Остается место и для стратегии: сразу выбрать своего «любимца», оставить на потом — или, может, усложнить жизнь сопернику и выбрать бойца, которым он играет лучше всего?
Турнир
Один из моих самых любимых режимов. Он особенно хорош, когда «живых» игроков больше четырех. Выбираете общее количество участников (от 4 до 32), при необходимости заполняете часть мест компьютерными персонажами, выбираете один из четырех видов сетки, при необходимости перемешиваете положение участников в группах — и запускаете турнир.
При выборе стандартной «олимпийской» системы, хватит двух геймпадов на всю компанию. Если в турнире попадаются бои с участием одних ботов, такие поединки можно пропустить, чтобы сэкономить время.
Бои бригад
Бои бригад проводятся в форматах 3v3 или 5v5. Каждый игрок выбирает 3 или 5 персонажей, которые выходят на смену поверженных соратников. Побеждает игрок, который выбьет с арены всех персонажей противника.
Онлайн
Когда друзей нет рядом, выручает онлайн. Можно принять участие в поединках самостоятельно или понаблюдать, как играют другие люди.
Быстрый бой
Основной режим игры. Перед запуском можно определить условия поиска: тип боя, наличие предметов на арене, автоматическую зарядку суперспособностей и прочие параметры.
Главная проблема данного режима — матчмейкинг. У каждого игрока есть общий рейтинг и отдельные рейтинги по персонажам, что, в теории, должно облегчить подбор соперников, но не ясно, как игра их использует. Даже если вы играете каким-то персонажем из рук вон плохо (и рейтинг персонажа это подтверждает), вы все равно будете попадать против сильного игрока с высоким рейтингом. Зачем тогда вообще нужны эти рейтинги? Я лучше подожду подольше, но встречусь с равным себе соперником.
С подсчетом изменения рейтинга тоже не все гладко. В боях на четырех игроков, где каждый сражается сам за себя, растет он только у победителя. И хотя так играть весело, это просто невыгодно — даже заняв второе место (что неплохо), вы потеряете рейтинг.
Еще одна проблема — пинг. Стоит попасть в одну игру с американцем, как начинаются подгрузки и зависания каждые пару секунд (видимо, так система компенсирует лаг). В итоге, бой превращается в пытку, и думаешь лишь о том, чтобы он поскорее закончился. Зачем соединять игроков с такой большой задержкой, если они не смогут нормально сыграть? Файтинг — жанр, где даже минимальная задержка портит впечатления от игры.
К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. Например, сейчас нельзя выйти из матча до его завершения, даже если вы уже проиграли и превратились в зрителя. При этом, система может временно отлучить от сетевых баталий даже за непродолжительный простой в 30 секунд; а чтобы сменить персонажа, придется выйти из очереди.
Зато в остальном — сплошной позитив. После матча можно согласиться на реванш, и все игроки, которые согласились, останутся ждать следующий матч вместе с вами. Да и сам поиск противников редко длится дольше минуты. Но самое главное, в быстрые бои можно зайти вдвоем с одной консоли — игра просто добавит к нику цифры 1 и 2.
Боевой манеж
Этот режим сделан в первую очередь для игры со знакомыми. Создаете комнату, определяете правила игры, открываете доступ всем игрокам или только друзьям, при желании — добавляете пароль и ждете гостей. Присоединиться к матчу можно через поиск по заданным параметрам или по специальному коду сессии.
В таких боях одновременно участвуют до четырех человек, а остальные остаются в очереди и могут наблюдать за сражениями.
Море контента
Super Smash Bros. Ultimate — единственная «большая» игра Nintendo на Switch в 2018 году. Поэтому в ней есть чем заняться и после прохождения кампании, а титры даже позволяют сыграть в скролл-шутер для получения дополнительных призов.
Nintendo с фантазией подошла к классическому режиму игры. SSBU подбирает противников для каждого героя по определенной теме: Марс из Fire Emblem сражается с «драконами»; Кен из Street Fighter, будучи копией Рю, дерется с «копиями» персонажей из других игр — например, с Луиджи и Темной Самус; покемон-псионик Мьюту выходит в каждый следующий бой с побежденным соперником из предыдущего.
Для любителей проходить игру на все 100% в Super Smash Bros. Ultimate есть 1300 духов персонажей из разных игр.
Хочется конкретных целей? Добро пожаловать в альбом с заданиями. За выполнение различных условий вы будете получать дополнительные награды — например костюмы для бойцов или новые треки для медиатеки. В Super Smash Bros. Ultimate почти 800 треков из различных игр, которые можно собирать в плейлисты и слушать даже с выключенным экраном консоли! Получить их можно за прохождение сюжетной кампании, классического режима, выполнение заданий — или вовсе купить в специальном магазине за внутриигровое золото.
С музыкальным проигрывателем соседствует проигрыватель повторов. По завершении любого боя, кроме сюжетной кампании, его можно сохранить. На повторах можно свободно управлять камерой, закреплять ее за полем боя или персонажем и свободно вращать в любом направлении.
Жаль только, нельзя включить автоматическое сохранение повторов после каждого боя. Зато их можно отрендерить в обычное видео (720p при 60 к/c), чтобы перенести на компьютер.
В том же разделе меню находятся справочные материалы — они помогут научиться лучше играть и расскажут больше информации о персонажах и аренах.
Итог
Super Smash Bros. Ultimate это идеальный файтинг, так как его можно «превратить» в любую игру жанра. Разнообразие механик персонажей, простота освоения и бесконечная глубина для самосовершенствования — игра поистине уникальна. Если у вас есть Nintendo Switch, нет сильной аллергии на файтинги и склонности к эпилепсии, то у вас нет причин пропускать эту игру.
На момент составления обзора я наиграл в Super Smash Bros. Ultimate почти 70 часов и, пока работал над текстом, постоянно хотел прерваться и поиграть еще. Предлог был благовидный — сбор дополнительной информации. По-моему, это лучший индикатор хорошей игры.