После очного знакомства с Labo, я сразу понял, что для обзора нет смысла изучать его в одиночку. Взрослому человеку не составит труда собрать любой Toy-Con или даже все сразу. Мне было гораздо интереснее узнать ощущения детей. Я заручился поддержкой коллег по работе, чтоб набрать испытателей в возрасте от 3 до 8 лет. И не прогадал — благодаря такому подходу я узнал больше о детях, их обучении и смог заметить особенности проработки Labo, на которые сам бы просто не обратил внимания.

Детская концентрация

Мы, взрослые, прошли школу, институты, ходим на работу. Мы научились и привыкли подолгу концентрироваться на чем-то. Благодаря этому мы способны подолгу вести автомобиль, целый день писать код и даже за один вечер собрать всю купленную мебель из Икеи. У детей же куда более скудные способности — концентрации надо учиться, и чем юннее возраст, тем сложнее она дается.
Почему уроки в школе длятся по 45 минут, а за ними непременно следуют перемены? И почему в младших классах не бывает парных уроков, а предметы всегда сменяют друг друга? Причины просты — дети быстро теряют концентрацию и интерес. Они не могу подолгу заниматься чем-то одним.

Да, ребенок может часами зависать перед экраном с мультиками, но когда речь идет об осознанной деятельности, необходимы регулярные перерывы и смена видов активности.

Пример

Примерно через час после начала сборки картонного Labo-домика, 6-летний Рамон начал спрашивать, долго ли осталось до завершения. У нас была готова только основа, а впереди была более сложная и мелкая работа. Я и сам уже задумывался, в какой бы момент нам остановиться, но оказалось, что Nintendo все продумала за меня.

Labo-решение

Процесс сборки любого Toy-Con разбит на части. После завершения каждой из них, игра сама предлагает сделать перерыв. В моем случае это произошло как раз когда «сборщик» утратил интерес.
Я уверен, что это не совпадение — я включил секундомер перед началом сборки, чтоб сравнивать расчетное время с реальным и он показывал 58 минут. Благодаря такой разбивке, удобно прерываться и продолжать с того же места даже на другой день.

Простота обучения

Учиться тоже нужно уметь. В детском саду и школе учебный процесс построен опытными педагогами и обкатан на тысячах учеников. В этот период обучения в нас закладывают базовые знания обо всем. Но есть у школьного обучения еще одна важная цель — за эти годы каждый должен научиться получать знания. Именно поэтому в высших учебных заведениях процесс проходит более свободно, а контроля меньше — образование студентов гораздо больше зависит от них самих.

У детей навыки осознанного самообучения отсутствуют. Да, они непрерывно учатся и жадно познают мир, но глупо надеяться «запихнуть» в их головы множество разных навыков за 5 минут. Поэтому сборка всех игрушек должна требовать лишь минимального набора умений — не больше.

Пример

В процессе сборки пробной детали, мы непрерывно смотрели в инструкцию на экране Nintendo Switch. Когда собирали игрушку на радиоуправлении — тоже. Но вскоре Рамон начал делать все самостоятельно, а я уже просто контролировал процесс.

Labo-решение

Все линии сгиба на картонных панелях имеют небольшие надрезы. Большая часть из них находится на одной стороне листа и в эту же сторону лист складывается. В итоге ребенок быстро запоминает, что фактически повторяет одно действие в одном направлении. И вот он уже сам сгибает картонку «внутрь» по каждой линии без подсказок.

Поддержка и сглаживание ошибок

Взрослый человек может заниматься ремонтом механических часов, заниматься вышивкой или припаивать микроскопические конденсаторы и резисторы к печатной плате. За это отвечает координация движений и мелкая моторика.

Детям с этим сложнее, и производители игрушек учитывают данную особенность. Самый яркий пример — конструкторы. Чем младше ребенок, тем крупнее детали и соединительные элементы в нем. Таким образом, ребенку не только не дают проглотить детали, но и упрощают сборку. То же наблюдается и с другими игрушками — для самых маленьких их делают более крупными. Пускай их гипертрофированные формы зачастую выглядят неестественно, зато помогают научиться распознавать различные объекты из реального мира, а еще с ними банально проще играть.

Пример

В Toy-Con для распознавания различных действий используются специальные белые наклейки в форме прямоугольников. Инфракрасный датчик засекает их и, в зависимости от их положения или движения, система выполняет различные действия. Самый простой и яркий пример — клавиши пианино: по изменению высоты одного или нескольких маркеров, система понимает какие клавиши нажаты.

Поначалу я взял наклейки на себя, но из интереса решил доверить это и ребенку. К моему удивлению, хотя они оказались не совсем в нужных местах и были наклеены криво, это никак не повлияло на итоговую работу игрушки.

Labo-решение

Все маркеры имеют светоотражающее покрытие, чтобы датчикам было проще их заметить. Но, что еще важнее, система допускает неточное расположение маркировки. В итоге их не обязательно наклеивать с точностью до миллиметров, достаточно разместить их «на глаз», даже если этот глаз и неуверенные руки принадлежат ребенку.

Одобрение

Всем нам нужна награда за труд. В мире взрослых для этого используются деньги, соцпакеты и прочие бонусы, но детям тоже нужна награда. Это может быть как подарок, так и просто одобрение взрослых, к которым они испытывают привязанность.

Пример

Сборка Labo тоже труд — на это уходят как умственные, так и физические силы. Однако вопрос награды тут решен изначально.

Labo-решение

Игрушки Toy-Con сами по себе являются наградой.

Итог

Nintendo Labo приносит больше всего удовольствия, когда собираешь его в первый раз. Особенно, если делаешь это с ребенком. И пусть большинство полученных в результате Toy-Con не представляют долговременного интереса, но все равно это не зря потраченные деньги и вовсе не «картон по цене игры», как его назвали некоторые.

Я настоятельно рекомендую купить его и собрать вместе с детьми. Вы весело проведете время, сильнее сблизитесь и может быть начнете чуть лучше понимать друг друга.