Параллельная вселенная Nintendo. Часть 2 — игры

В первой части статьи я ругал Nintendo. Ругал за жлобство, за экран, за карту памяти — за все по щщам ей надавал. А теперь я буду хвалить Nintendo. Хвалить за прекрасные и самобытные, зачастую хардкорные игры.

Поверьте, единственная причина, из-за которой вы хотите купить консоль Nintendo — игры. У них нет аналогов на других платформах.



Все это время игры на ПК, приставках Xbox и PlayStation росли «вширь» — десятикратно увеличивали количество полигонов, нанимали дорогостоящих актеров, записывали оркестровую музыку и придумывали хитроумные истории.

Игры Nintendo же росли «вглубь»: они улучшали геймплей. Ярче, веселее, сложнее. Почти все игры компании выглядят по-детски, и неспроста — у большинства возрастной рейтинг «от шести лет и старше». Но внешность обманчива! Игры Nintendo невозможно оценить по скриншотам. За цветастой оберткой и «мультяшными» персонажами скрываются 150-200 часов глубоко проработанного игрового процесса. В комплекте — океан эмоций и сложная игровая механика, требующая от игрока вдумчивости и усидчивости.

Познакомившись с играми для Nintendo 3DS я сразу понял, почему PlayStation Vita, портативная консоль Sony, «не взлетела» — в то время как для New 3DS продолжают выходить новые хиты. Не нужно пытаться перенести игры с домашней консоли на портативную. Управление должно быть максимально простым, и у Nintendo оно как раз такое — в большинстве игр требуются аналоговый «стик» и пара кнопок.

Иной подход к разработке

Отличия игр Nintendo начинаются с процесса создания: компания выстраивает игры исключительно вокруг геймплея и никогда не делает продукты ради улучшения графики. Процесс превыше услады глаз.

Nintendo берет одно простое действие в игре и придумывает ему множество различных применений. Основная способность игрового персонажа определяет все остальное: вторичные способности, внешний вид героя и окружающего мира, способ борьбы с противниками — даже музыку! Сложно найти пример подобного подхода у других разработчиков (мне кроме Portal и Inside ничего не приходит на ум).

Например, Марио родился из прыжков. У него даже имени не было — разработчики называли его просто «Джампмен» (Jumpman, англ. «jump» — прыжок, «man» — человек).

В игре Donkey Kong Марио просто перепрыгивал бочки, которые кидает огромная горилла. А потом вышла Super Mario Brothers, где вся игра построена вокруг прыжков: главный герой преодолевает препятствия, ломает головой кирпичные блоки, давит врагов и завершает каждый уровень. Все с помощью прыжков — даже стрелять огненными шарами удобнее в прыжке!

Вселенная Mario

Марио это главный маскот Nintendo, герой более двух десятков игр, фильма и рок-оперы. Он сыграл основополагающую роль в формировании современных игр. Сложно найти жанр, в котором бы не засветился этот славный итальянский водопроводчик.

Super Mario 3D Land

Этот Марио — эталон платформеров. Заодно игра наглядно демонстрирует возможности Nintendo 3DS по воспроизведению объемного трехмерного изображения. Это одна из немногих игр, в которых стоит включить режим 3D не только ради красоты, но и для удобства игрового процесса.

Приятная картинка, сложная акробатика, обилие умений, загадок и растасованных по уровням секретов — оторваться сложно. Ностальгия по «Денди» для получения удовольствия желательна, но не обязательна.

Luigi’s Mansion 2

Это игра о Луиджи — трусливом брате Марио, который борется с паранормальными явлениями. В наше время адвенчуры практически вымерли, но эта игра должна стоять на одной полке с Full Throttle и Grim Fandango.

У игрока есть всего два инструмента — пылесос, да фонарик с разными режимами работы. Но как живо на них реагирует мир игры! Любое взаимодействие обосновано здравым смыслом. Пылесос притягивает предметы, отрывает отклеившиеся обои и собирает привидений; фонарик слепит противников в ярком режиме работы, обнаруживает скрытые надписи в ультрафиолетовом свете — или просто активирует фотоэлементы и освещает темные места.

Загадки решаются умелым, уместным и логичным применением имеющегося у игрока инструментария. Это не приключения Петьки и Василия Ивановича, где надо применить кота к вентилятору или лампочку к чайнику. В Luigi’s Mansion 2 загадки понятные, но неочевидные — решение приходит в голову не сразу.

Mario Cart 7

Гоночная игра, которая не притворяется симулятором, как Forza Horizon 3, а наоборот — всем видом кричит о своей аркадности.

Но она не так проста, какой кажется на первый взгляд: по всем трассам разбросаны усилители и монетки, персонажи кидаются черепашьими панцирями, натравливают на соперников кальмаров и раскладывают банановые кожурки, а машина может превратиться в подводную лодку или дельтаплан! При этом остается простор для тактики и тонкой настройки машины и заучивания трасс.

Наравне с основными очками, в общий зачет за призовые места идут и обильно разбросанные по трассам монетки. Ситуация осложняется ограничением в единоразовое владение десятью монетками — причем все они теряются в случае аварии.

Перед игроком регулярно возникают разные дилеммы. Сосредоточиться на сборе монеток или на завоевании первого места? Стоит ли ехать первым и быть мишенью для преследователей — или сдать несколько позиций, чтоб обойти лидера перед самым финишем? Какую машину взять? Самую быструю — или ту, которая легче управляется? Какие колеса надеть? Дорожные, с которыми легче крутить баранку, но любой выход с трассы снижает скорость до нуля? Или большие внедорожные — и активно срезать трассу по песку?

Весь гоночный процесс Mario Cart 7 это один большой паззл. А ведь надо еще и успевать рулить!

Super Smash Bros.

Героев игр Nintendo засунули в файтинг. Звучит глупо, но на деле игра даст фору многочисленным «Теккенам» и «Мортал Комбатам».

Арены здесь не просто ровные куски пола. На картах могут быть платформы, уровни могут быть неровными или меняться по ходу потасовки. Драка прямо на гоночной трассе, по которой проносятся машины; на крыше поезда у которого постоянно меняются вагоны; противника можно победить, сбросив с поля боя. Это Super Smash Bros.

Возможности бойцов не ограничиваются ударами и спецатаками — в ход идут предметы с поля боя, могущественные помощники… И даже Покемоны, ведь на войне все средства хороши: злая ведьма замедляет бойцов, демон постепенно гасит свет, птичка преследует персонажа и пытается клюнуть в темечко.

Где ещё такое найдешь? Вот и я о том же. А ведь в игре есть сюжетная кампания и PvP/PvE-режим, в котором четыре игрока проходят лабиринт, сражаются друг с другом и компьютерными противниками.

Легенды Zelda

Давайте сразу проясним: главного героя, парня в зеленом колпаке, зовут Линк, а Зельда это принцесса. Не путайте. Почти в каждой игре серии есть Линк, Зельда и демон Ганон — но это разные персонажи и зачастую не похожие друг на друга игры, события в которых разворачиваются по-разному.

Серия игр Zelda носит культовый характер, но я не понимал, почему люди сходят по ней с ума. Поэтому первой моей покупкой для Nintendo 3DS стала игра The Legend of Zelda: A Link Between Worlds.

Запустив ее, оторваться я смог только часов через пять. На второй день заметил, что пришёл домой и включил не Xbox One, а устроился в кровати с консолью, которую планировал запускать только на работе и в поездках. Я не понимал, что заставляет меня играть — но не хотел останавливаться.

Игра возвращает серию к истокам: игрок смотрит на происходящие события сверху, а графика и геймплей напоминают славные восьмибитные времена. Однако игра активно использует трехмерные возможности экрана и для нее тоже лучше включить режим 3D. Есть применение для и нижнего сенсорного экрана — он отображает карту и инвентарь Линка.

Каждое подземелье содержит множество загадок. Для решения одних нужно просто найти решение, для других нужны определенные предметы из инвентаря; третьи проверят вашу ловкость. Типичного для РПГ и адвенчур журнала нет — все нужно держать в голове. В этом помогут булавки на карте, которыми игрок может отмечать очередной вход или загадку.

Сражения с боссами тоже интересные. Для победы нужно найти определенную тактику под каждого противника, а потом менять по ходу боя. Иногда — несколько раз, вслед за изменением поведения и способностей босса.

В какой-то момент Линк получает способность превращаться в плоский рисунок! Ей придется активно пользоваться — порой до недостижимой (на первый взгляд) платформы можно просто дойти по стене. Или нужно оттолкнуть предмет от стенки — становимся двухмерным, заходим за предмет и возвращаемся в трехмерную форму. Линк расширится и предмет отлетит.

Это очень необычный элемент, который вносит разнообразие в игровой процесс

Плоская форма героя позволяет проходить сквозь особые щели в параллельный мир. Ландшафт в нём тот же, а вот детали другие: вместо части мирных жителей — монстры; одни дома сломаны, а на их месте появились другие строения. Именно на два мира ссылается название игры, не стесняясь для каламбура использовать имя главного героя (link — связь, связующее звено).

Ocarina of Time 3D и Majora’s Mask 3D

Это ремейки (или даже переиздания) игр для Nintendo 64, которые вышли в 1998 и 2000 годах и заложили основы различных элементов современных трехмерных игр. Что говорить — Ocarina of Time является лучшей игрой всех времен по рейтингу Metacritic и оценена в 99 баллов из 100 возможных.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time это предыстория всей серии Zelda. Игра рассказывает, как злодей Ганон отправился в прошлое с целью завладеть артефактом Triforce (тот самый значок из треугольников — символ серии), а Линк последовал за ним. Помимо боев с монстрами приходится решать головоломки (в том числе музыкальные) и путешествовать во времени с помощью «Окарины Времени» — волшебного музыкального инструмента.

Majora’s Mask — прямое продолжение Ocarina of Time. Это самая мрачная игра серии: демон заставляет сойти Луну с орбиты и она столкнётся с планетой через 3 дня. С помощью многократных возвращений назад во времени главный герой должен предотвратить катастрофу и спасти мир. На все отведены 72 часа, где один час соответствует минуте реального времени, а три дня между перезапусками «витка» равны 72 минутам. Игроку придется спешить и следить за часами — после перемотки времени все монстры в подземельях оживут и придется начинать все заново.

К сожалению, у меня не хватило времени ознакомиться с ними лично, но оно и к лучшему — поверхностного знакомства все равно было бы недостаточно.

Покемоны

Пользователи Nintendo ловили покемонов задолго до того, как мир сошел с ума из-за Pokémon GO. Но в отличие от мобильной игры, где только отловом процесс и ограничивается, в полноценной игре занятий гораздо больше.

У каждой игры есть сюжет, но обычно он сводится к банальному «собери их всех» и «изучи эволюцию Покемонов». Удивительно, но это затягивает! Я не успокоился, пока не поймал Пикачу, не вырастил из маленькой «трясогузки» Флетчлинга грозного огненного сокола Талонфлейма, а червячок Видл внезапно не вырос в представителя роя Бидрил.

Каждый покемон относится к какому-то типу, а то и к двум одновременно; в процессе эволюции тип может стать двойным и раз в несколько уровней открываются новые способности — но одновременно существа владеют только четырьмя, поэтому от каких-то возможностей придется отказаться. Голова взрывается! Приходится учитывать, как разные типы взаимодействуют друг с другом: огонь эффективен против травы, но получает увеличенный урон от воды, а вода и камень боятся травы. Летающий покемон эффективен против насекомых и бойцов, сталь хороша против травы, «темные» покемоны эффективны против психических… Ну, вы поняли.

Всё это нужно держать в голове или регулярно обращаться к энциклопедии покемонов, Покедексу. Когда натыкаешься на дикого покемона (или другой тренер выпускает на волю содержимое очередного покебола), приходится проверять сильные и слабые стороны противника.

Бои — не единственное занятие. От настроения и любви покемона к игроку напрямую зависит его эффективность в бою. Поэтому его надо кормить, гладить и развлекать. Развлекается он с помощью мини-игр — от ваших результатов зависит, весело ли ему и как быстро он проголодается. Играем, кормим до упора и гладим, пока он не потребует снова играть. Так по кругу.

В игре активно используется второй (нижний) экран приставки: в нем вы работаете с инвентарем, отдаете команды Покемонам и управляете мини-играми.

Стилус наголо и вперед!

Игры серии выходят в двух вариантах, актуальная версия называется Pokémon X/Y, но в конце ноября выйдет Pokémon Sun/Moon. Разница между Х и Y или Sun и Moon исключительно в особом легендарном покемоне, которого можно поймать в данном варианте игры. Он же смотрит на игрока с обложки, в главном меню и в стартовой заставке.

Ритм-игры

Музыкальные игры это здорово! В Rayman Legends мне больше всего нравятся последние уровни каждой главы — если проходить их правильно, игровые звуки превращаются в какую-то известную мелодию. А что если вся игра такая?

Rhythm Paradise Megamix

Более семидесяти веселых ритм-игр в одной упаковке. Управление простое (задействуются 1-2 кнопки), а вот сами игры порой бывают очень сложными.

Здесь на экране происходит какой-то бред: на овощах растут волосы, а игрок их выдергивает; каратист отбивает кексики, камни и кухонную утварь; медведь рубит поленья, которые ему подставляют веселые котики. Будничное японское безумие. Но каждое действие создает звук, который идеально ложится на фоновую мелодию и в итоге получается музыка! Простенькая и запоминающаяся.

Для игры можно совсем не смотреть на экран и ориентироваться исключительно на музыку, звуки и собственный внутренний счет, а если начать притопывать в такт, играть становится проще. Главное — чувствовать ритм.

Перед каждой новой игрой дают потренироваться и попутно объясняют правила, после чего выпускают в «полноценный» режим. Оторваться невозможно, а после отключения приставки ещё долго продолжаешь напевать мелодию из главного меню.

Harmoknight

Музыкальный раннер! Магазины мобильных приложений забиты раннерами, они требуют хорошей реакции и порой дико бесят — в какой-то момент просто не успеваешь реагировать на внезапно возникающие препятствия.

В Harmoknight ситуация строго противоположная. Когда входишь в ритм, препятствия перестают быть неожиданными: каждый прыжок, каждый удар превращаются в дополнительный элемент мелодии.

Final Fantasy Theatrhythm

Это своеобразный Guitar Hero на стеройдах. В отличие от Harmoknight и Rhythm Paradise, игра активно использует стик и все кнопки консоли. Если игрок поспевает за ритмом, игра воспроизводит прекрасные мелодии из номерных игр серии.

В игре два вида игрового процесса: битвы с монстрами (как на видео выше) и раннер вроде упомянутого Harmoknight. Фоном выступают знаменательные моменты игр Final Fantasy. Я не знаток серии, поэтому они не вызывают в памяти каких-то теплых воспоминаний, но играть весело и интересно даже «постороннему» человеку вроде меня.

Fire Emblem

Играя в Fire Emblem, начинаешь осознавать, что боевая система Heroes of Might & Magic это простенькая поделка с примитивной механикой. Да, замок отстраивать не нужно (собирать армию тоже не надо) — вместо этого каждый юнит это полноценный персонаж со своим характером и историей.

Эффективность действий зависит от множества факторов. Есть свой вариант камень-ножницы-бумага — здесь это копье-меч-топор. Из этой системы выпадают лучники: они не получают сдачи, если атакуют с расстояния, но и сами не защищаются, если атакованы в ближнем бою. Маги же зажигают на расстоянии и вблизи.

Влияют на бои укрытия и расположение персонажей. Но если укрытия лишь повышают защиту, то союзники могут увеличить и меткость, и атаку, даже нанести дополнительный удар по врагу. Скучновато? Вы можете комбинировать бойцов: рядом с сильным персонажем слабый юнит уже не получает урон, но даёт бонусы товарищу. Впрочем, опыта он тоже не получает — но зато между ними крепнет дружба.

О дружбе и отношениях стоит рассказать отдельно. В большинстве РПГ присутствуют романтические линии, которые иногда распадаются из-за смерти персонажей. В Fire Emblem один из любовников может погибнуть в обычном бою, а не по воле сценариста — при желании можно включить «казуальный» режим, в котором павшие персонажи оживают по окончанию боя, но в классическом режиме смерть постоянна.

Ты на протяжении многих игровых часов строишь отношения с какой-нибудь волшебницей, а потом один удар топора ставит жирную точку в вашей истории. Реакция последует незамедлительно и обязательно скажется на сюжете: персонаж будет переживать и печалиться. Или захочет отомстить, в конце концов!

Monster Hunter

Слышали про Dark Souls или даже играли? Это похожие игры. В Monster Hunter на заставке и вступительном ролике веселые котики, но игра по-настоящему хардкорна.

Каждый монстр здесь — полноценный босс. У каждого есть свои способности, слабые места и непреодолимое желание выжить. Когда у очередного дракона останется мало здоровья, он попытается убежать и спрятаться — пока игрок занят поисками, он будет восстанавливать здоровье.

Бои сложные, но думать приходится не только об уклонении и нанесении ударов. Охотник должен быть сытым, а его оружие должно быть в хорошем состоянии. Поэтому к каждой охоте стоит основательно подготовиться: заготовить точильные камни для меча, добыть мясо, прожарить его (приготовление пищи — отдельная мини-игра) и лишь затем отправляться на поиски зверя.

Монстров надо чем-то убивать и орудия убийства радуют разнообразием: есть пара десятков вариантов, начиная от стандартного набора «меч + щит» и заканчивая экзотическим гигантским трансформером «меч-топор». Каждое оружие особенное, отличаются скорость атаки, наносимый урон, доступные способности и поведение персонажа — было бы странно, если бы герой одинаково активно скакал вокруг противника с легким мечом и двуручным топором.

Графика находится примерно на уровне приставок позапрошлого или даже прошлого поколения, но на маленьком экране она кажется просто великолепной. А уж какие здесь CGI-ролики!

Kirby Triple Deluxe

В мире Nintendo есть много бодрых и ярких платформеров, но этот — особенный. Я уже устал повторять «глубокий геймплей» и «обманчивая внешность», но в данном случае такая ремарка важна как никогда. Судите сами: розовый пузырь бегает по мультяшно-конфетному миру и пытается спасти короля-утку от дурацкого существа, которого и ужасным-то назвать нельзя.

Оказывается, у главного персонажа под сотню разных способностей, которые зависят от подобранного снаряжения или съеденных врагов. Этот розовый «смешарик», на деле — мультяшное воплощение Шан Цзуна, только вместо душ он целиком проглатывает врагов и получает их способности или оружие.

Под каждую игровую ситуацию необходимо подобрать определенный набор: можно надеть колпак и меч Линка из Зельды и рубить врагов; можно превратиться в колесо и прокатиться мимо шипастых шаров; можно съесть особую ягоду и превратиться в сверхновую звезду, которая поглотит все вокруг! Игра для ведущего «Теории большой бороды», не иначе.

Прохождение уровня можно просто запороть. Сундук упал в пропасть или тяжелая стена раздавила ключ? До конца ты дойдешь, но не соберешь все солнышки, которые нужны для разблокировки битвы с боссом. Перепроходи и не стони — драйв, позитив, хардкор!

Animal Crossing: New Leaf

Хотите стать мэром города, в котором живут говорящие антропоморфные звери? Нет? Зря, это весело. Игра не ставит какой-то конкретной цели, в ней нет сюжета — но есть ли он в Sims?

Строите собственный дом, выплачиваете ипотеку на его расширение, ловите рыбу или бабочек, выращиваете деревья и цветы, ищете останки ископаемых животных. Время игрового мира совпадает с реальным. Точнее, совпадает со временем и датой на консоли. День меняет ночь, осень занимает место лета — и «улов» меняется со временем суток или года.

В чем смысл игры и чему она учит? Наверное, что фрукты и рыбалка это хорошо, а ипотека — плохо и грустно.

Это не та игра, в которой хочется провести полдня напролёт, но сложно удержаться и не заглянуть хотя бы на 15 минут. А потом смотришь: общее игровое время уже перевалило за 200 часов!

Японские RPG

Я всегда был сторонником европейской школы РПГ. Разбуди меня среди ночи и спроси значение урона Bastard Sword в AD&D — и я отвечу.

А вот о японских ролевых играх (JRPG) я вам ничего не расскажу. Ни о Shin Megami Tensei 4, ни о Bravely Default, ни о PersonaQ. Не хочу вторгаться в незнакомый жанр и пытаться за пару дней постичь игры, рассчитанные на двести с лишним часов прохождения, с глубокой проработкой сюжета и незнакомой ролевой системой. Мое мнение будет слишком поверхностным. Но планирую сделать это в ближайшем будущем.

Однако если вы любите JRPG, консоли Nintendo — верный путь самурая. Здесь их видимо-невидимо.

Итог

При подготовке статьи я перепробовал бо́льшую часть ключевых игр Nintendo 3DS, и мне было чертовски сложно заставить себя переключиться на очередную игру. Я ведь еще в «эту» не наигрался! Но выводы уже сделал: игры Nintendo традиционно захватывающие и рассчитаны на длительное прохождение. Пяти штук хватит месяцев на пять, а то и больше.

Мобильная версия Nintendo Switch

Я многократно обнаруживал себя на диване с портативкой в руках, хотя рядом стоит и пылится Xbox One. Если бы мне предложили подключить 3DS к телевизору и взять в руки полноразмерный геймпад, я бы согласился. Эту возможность и подарит Nintendo Switch — комфортно доиграть игру, начатую в дороге. Добивать уровень или босса на большом экране гораздо приятнее, когда есть такая возможность.

Уверен, что Switch не заменит Xbox или PlayStation, но станет отличным дополнением к ним. И мультиплатформенные игры не нужны — пусть на Nintendo и дальше выходят самобытные и неповторимые игры, в которых еще жив дух старой школы.

1
Автор: Владимир Плотников

Заглавное изображение: Wallpaper Cave