Бои космических кораблей. Какой приличный Sci-Fi фильм от такого откажется! При этом фильмы редко похожи на правду — но как бы выглядело космическое сражение в реальности?
Вы наверняка видели «Звездные войны», «Звездный путь» или другие фильмы, где одни космические корабли стреляют в другие. На деле это совсем не космический бой: вам подсовывают смесь воздушных, морских и подводных сражений в разных пропорциях.
В реальности все бы выглядело совсем по-другому — реализм в космосе это очень скучно. Если бы режиссеры строго придерживались законов физики, то ни о какой зрелищности бы и речи не шло.
В космосе нет звука. Так как в межзвездном пространстве (в основном) вакуум, звуку не через что путешествовать, чтобы добраться от точки взрыва к наблюдателю. Убираем звук.
Форма боевых кораблей. Как правило, она списана с реальных истребителей или подводных лодок: вытянутый обтекаемый корпус с двигателями сзади. Но в отличие от воздуха или воды, в космосе нет останавливающей силы трения. Кораблям не нужны крылья и стабилизаторы. В вакууме и Bugatti Veyron, и бесформенный камень — всё будет лететь с одинаковой скоростью.
Работа двигателей. В фильмах мы видим их постоянно активными, даже когда корабль летит в одном и том же направлении! Это значит, что и ускорение направлено все время в одну сторону — и это тоже неправильная калька с воздушного боя.
Если в воздухе или воде отключить двигатель, то тебя остановит сила трения. В космосе такой фокус не прокатит; как двигался куда-то, так и будешь двигаться. Это может стать проблемой: чтобы повернуть корабль в космосе, недостаточно просто развернуть двигатель в новом направлении. Сначала нужно сделать работу, которую на земле за тебя выполняет трение — погасить текущую скорость.
По элегантности управление космическим кораблем напоминает на автомобильную гонку на льду (только в космосе всё еще хуже). Скучно, медленно и монотонно. Даже если вы Джереми Кларксон.
В реальном космическом бою не будет круто выглядящих кораблей, не будет звуков взрывов и крутых спецэффектов. Идеальная форма корабля — шар, у которого по всей поверхности расположены сопла двигателей и отверстия пушек. Так он в любой момент сможет ускориться или выстрелить в нужном направлении. И без всяких «Капитан, разворачиваем орудия! Готовсь! Пли!».
Высший пилотаж в космосе
Пусть в космосе и не будет зрелищных фигур высшего пилотажа, один крутой маневр все же останется.
«Бочка» — фигура пилотажа, при которой корабль поворачивается на 360° вокруг оси, параллельной направлению движения. Чтобы понять, что при этом видит пилот, вбейте в Google запрос «do a barrel roll».
Прелесть космоса в том, что там «бочку» можно выполнить без использования реактивной тяги. Не нужно тратить на это драгоценное горючее, выбрасывая его в бескрайний космос — можно «взять вращение с собой» и использовать тогда, когда это будет нужно.
В физике есть закон сохранения момента импульса: в закрытой системе количество движения вращения всегда сохраняется.
В случае с кораблем это может быть использовано так: раскручиваем гироскоп (диск на оси) и берем его с собой до старта; чем тяжелее диск и чем быстрее он крутится, тем больше движения вращения мы берем с собой. В процессе полета мы можем развернуть ось гироскопа на 180° — с точки зрения системы вращение диска будет направленно не в ту сторону, а так как момент импульса должен всегда сохраняться, то весь корабль начнет вращение вокруг оси гироскопа.
Вы можете сами ощутить эффект сохранения момента импульса, если сядете на вращающийся стул и возьмете в руки крутящееся велосипедное колесо.
Реальное применение
Подобная система не является научной выдумкой. Гироскопы используются на МКС, но вместо того, чтобы провоцировать вращение, они его предотвращают — как только станция начинает вращаться в том или ином направлении, гироскопы чуть наклоняют свою ось, компенсируя эффект.
Закон сохранения момента импульса позволяет манипулировать вращением корабля без затрат ракетного топлива. А вот для чего нужно это делать — чтобы сохранять стабильность корабля, или уворачиваться от вражеских лазеров — будет зависеть от ситуации.