Бородатого времени суток, дорогие патроны. С вами Андрей Барышников и новый выпуск платной почтовой рассылки «Трехбаксовый патрон».

По идее, в прошлом выпуске мы исправили все проблемы в верстке писем. Теперь они должны нормально отображаться на всех платформах и во всех почтовых клиентах. Если это так, то в ближайшем будущем мы начнём расширять тематику писем (все останется в рамках гаджетов и IT) и, возможно, добавим новые стили оформления. Если это не так — пожалуйста, сообщите нам о проблемах с отображением по адресу [email protected].

Эта неделя (да и прошлая тоже) прошла под эгидой The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Мы полноценно раскрыли тему игры в статье на сайтеи в подкасте (вы скоро его услышите).

Есть только одно «но»: никакие статьи и видеоролики не передадут ощущения, которые вызывает эта игра. Все повествование базируется на ваших личных переживаниях, передать которые другому человеку невозможно. Игра даёт много возможностей для достижения вашей цели — и именно поэтому даже повторное восхождение на гору, куда вы уже когда-то залезали, может подарить совершенно иные эмоции. Единственный вариант понять, что это за игра — опробовать ее лично. И я думаю, что она вам понравится.

Ну да хватит затягивать. Сегодня я расскажу о настройке современных телевизоров для достижения оптимального качества изображения в играх. Если получится, то на следующей неделе мы выпустим большую статью по этой теме: как телевизоры передают цвет, чем отличаются цветовые профили, особенности цветовых пространств и так далее. Пока же — только концентрированная информация, которой я пользовался при доработке своего ТВ.

Как настроить телевизор

1.

Для игр важна скорость отклика матрицы. По умолчанию она недостаточно быстрая даже в современных телевизорах. Поэтому производители встраивают так называемые «игровые режимы», которые отключают почти всю пост-обработку изображения и «разгоняют» матрицу. Из-за отсутствия пост-обработки телевизор направляет все вычислительные мощности на передачу картинки; этой опцией можно пренебречь в нетребовательных к действиям человека играх, но в любом шутере и скилло-зависимой игре это обязательная функция. Включите ее.

2.

После активации «игрового режима» часть опций в меню настройки изображения станет недоступна — в том числе функции, которые желательно использовать при просмотре фильмов.

Поэтому я рекомендую выставить в настройках ТВ профилирование по каналам HDMI. Так вы будете настраивать изображение только для выбранного устройства, что позволит сохранить вариативность действий и пост-обработку изображения при просмотре фильмов. Например, у меня PlayStation 4 Pro подключена к третьему разъему HDMI, а Nintendo Switch — ко второму; фильмы я смотрю на первом канале. У каждого из них свои настройки, которые не распространяются на другие устройства.

3.

Эту функцию стоит трогать, только если у вас более-мене современная модель телевизора — и если вы играете в игры. Называется шириной цветового диапазона; вы могли встречать в настройках игровых приставок и телевизоров пункты вроде Full RGB Range (или Native RGB). Это оно.

Так, мониторы работают в диапазоне 0–255 оттенков, где 0 это чёрный цвет, а белый — 255 по всем каналам.

Телевизоры работают иначе: главный видеостандарт соответствует цветовому пространству Rec.709, которое появилось в начале 1990-х годов и до сих пор остаётся приоритетным в кабельном телевидении. В нем чёрный цвет ограничивается отметкой 16 по шкале RGB (соответственно, «16, 16, 16» по каждому типу пикселя), а белый цвет — 235 пунктами.

Получается, при стандартном цветовом диапазоне телевизор отображает на 36 градаций меньше, чем есть в современном исходном сигнале (если мы говорим об играх). Это было востребовано при передаче аналогового сигнала — производители телевизоров закладывали 16 пунктов по нижней границе светимости и 20 пунктов по верхней границе для компенсации перерегулирования изображения.

Однако сейчас почти весь контент цифровой, и эта проблема перед производителями ТВ уже не стоит так остро. Именно поэтому функция HDR для телевизоров появилась только сейчас — она передаёт 10- или 12-битный цвет, который уже не умещается в рамки Rec.709 (он использует пространство Rec.2020).

Соответственно, вы можете улучшить качество изображения, если зададите в настройках игровой приставки и телевизора полный цветовой диапазон RGB. Так вы получите большее количество полутонов в темноте и на свету.

Важно: выбранный тип диапазона RGB должен совпадать на приставке и телевизоре — иначе вы можете ухудшитьизображение.

Важно, № 2: При просмотре фильмов стоит использовать ограниченный цветовой диапазон. Все современные медиаприставки (типа Apple TV) по умолчанию кодируют изображение в уменьшенном цветовом диапазоне. Поэтому я рекомендовал использовать профилирование по портам HDMI.

При переходе на полный спектр RGB картинка телевизора может стать «плоской» или «выцветшей». Это происходит из-за настроек яркости, которая теперь имеет совершенно другие позиции из-за добавившихся градаций светимости. Чтобы исправить проблему, уменьшите яркость самого изображения и добавьте яркости к подсветке экрана.

4.

Отключите программные улучшения изображения в телевизоре. Он и так вносит изменения в картинку на этапе пост-обработки, особенно если вы не пользуетесь игровым режимом. Все остальные штуки, которые вы можете выставить в настройках ТВ — блажь. Всяческие адаптивные контрастности, высветления и затемнения могут радовать глаз несведущего потребителя, но на деле почти всегда ухудшают изображение: либо они «съедают» детали, либо перевирают цветопередачу.

К ним относится и параметр «четкость», который почти во всех ТВ вынесен в главный пункт меню настройки изображения. Он повышает четкость границ объектов, из-за чего они начинают выглядеть неправдоподобно, а при высоких значениях скрадывают детали и добавляют странные чёрные или светлые ореолы по краям тонких линий.

Если вы пользовались смартфоном LG G3, то скорее всего понимаете, о чем идёт речь. Если нет — прочитайте статью Cnet. Она наглядно показывает, почему параметр «четкость» это зло и его надо убивать.