На прошлой неделе вышла Far Cry 5. Я не пропустил ни одной игры серии, и эта не стала исключением. Однако франшизу я люблю «по инерции» благодаря Far Cry 2. Дело не в ностальгии: я перепроходил ее многократно, последний раз — полгода назад, когда игра обзавелась поддержкой обратной совместимости на Xbox One.

Завязка новой игры простая: культисты захватывают власть в округе, устанавливают свои порядки, творят что хотят. Главный герой прилетел арестовывать их главаря, но что-то пошло не так.

Просматривая первые обзоры, я настроился на позитивный лад. Вернулись напарники, а вышки исчезли. Игра похожа на вторую часть гораздо сильнее, чем третья или четвёртая: главный герой тут не обычный подросток, который постепенно превращается в машину убийств; это профессиональный боец.

Но радость была недолгой. И дело не в том, что здесь беззубый сценарий, который боится обидеть хоть кого-нибудь, а религия подаётся буквально как опиум для народа. Виноват игровой дизайн.

Что же изменилось в серии после Far Cry 2?

Игровой дизайн

Прежде, чем читать письмо дальше, рекомендую посмотреть видео Марка Брауна на канале Game Maker’s Toolkit.

Несмотря на всю схожесть игрового процесса (Far Cry это шутер от первого лица в открытом мире), вторая часть выделяется геймдизайном. В ней разработчики заставляют игрока прочувствовать всю опасность положения и не позволяют расслабляться: запас здоровья небольшой, а восстановить без аптечек можно лишь малую его часть; оружие изнашивается и клинит в самый неподходящий момент (а то и вовсе взрывается в руках); для ориентации на местности приходится использовать обычную бумажную карту — в это время приходится держать ее в руках вместо оружия.

Главный герой страдает от малярии, приступ которой может случиться прямо в бою. В версии для консолей еще отсутствуют быстрые сохранения, из-за чего неудача может уничтожить прогресс последнего часа игры, а то и больше. Похвалю и больший реализм получения нового оружия: продавец обеспечит бесконечный запас «калашниковых» только после денежного взноса и выполнения миссии по устранению конкурентов. В новых частях Far Cry для этого достаточно хотя бы раз просто взять оружие в руки.

Третья часть перевернула все с ног на голову быстрыми перемещениями, автоматическими сохранениями, большим запасом здоровья и возможностью полностью восстановить его без аптечек. Мир игры превратился в гигантскую игровую площадку. Атаки ближнего боя стали сильнее, а стелс-механики — проще. Теперь не составляет труда вырезать целый блокпост.

Ну, а даже если игрок оплошает, то новые части Far Cry вернут его к моменту перед началом боя. Нельзя ничего потерять. Нет азарта.

Внимание к деталям

Начиная с Far Cry 3, в которой дикие животные стали важной частью мира, выросло количество способов выполнения задач и появилось множество типов побочных развлечений — в Far Cry 2 нельзя было натравить тигра или слона на охранников блокпоста, потому что самих тигров и слонов просто не было, а из опциональных активностей присутствовали только заказные убийства.

Однако то, что в Far Cry 2 было, проработано гораздо детальнее. Кусты и высокая трава сгибались под автомобилем, а затем распрямлялись; у деревьев постепенно горела листва, а с помощью пулемета можно было отстреливать их ветки; солдаты противника оказывали друг другу помощь — например, перевязывали раны.

Посмотрите подробное сравнение проработки игрового мира в разных частях Far Cry. Именно этот видеоролик побудил меня написать письмо. Обратите внимание, как загорается трава позади игрока, который выстрелил ракетой из гранатомета — я до сих пор поражаюсь, как мало игр учитывает существование этой струи огня, длина которой в жизни достигает трёх метров!

Что в итоге

Новая Far Cry 5 — хорошая игра. Но не более. Это просто очередной аттракцион, который побоялся поднять сложные темы (хотя были все предпосылки) и высказать определенную позицию. Играть весело, но воспоминаний не останется.

Far Cry 2 же остаётся одним из самых проработанных шутеров с невероятно глубоким погружением в игровой мир. Сложно не поверить в происходящее, когда бежишь к автобусной остановке с заклинившим автоматом и борешься с приступом малярии.

В то же время, это одна из самых недооценённых игр, которую игроки просто не поняли. Попробуйте погрузиться в игру и полюбить ее — Far Cry 2 выглядит приемлемо даже спустя 10 лет, а цена в Steam составляет сущие копейки.

Но самое главное, в Far Cry 2 чувствуется атмосфера Африки. Прямо как в моем любимом фильме «Оружейный барон»: какая бы сторона конфликта не победила, это принесёт стране только беду. И пусть колышущееся море травы на рассвете в саванне заставляет затаить дыхание, рассчитывать на хэппи-энд не стоит.