Бородатого времени суток! С вами Андрей Барышников и двадцать первый выпуск «Трехбаксового патрона».

На протяжении последнего месяца я все чаще хочу еще раз поднять тему пиратства. Однако вряд ли смогу добавить что-то новое — те, кто скачивают ворованный контент, продолжат делать это вне зависимости от того, что говорят люди в интернете. Отношение к «цифре» зависит от множества факторов, начиная от склада ума и окружения, заканчивая восприятием, зарплатой и удобством потребления лицензионных материалов.

Есть еще одна тема, отношение людей к которой схоже с отношением к пиратству — платная подписка на приложения. Раньше мы покупали программы один раз, после чего использовали их много лет до выхода глобального (мажорного) обновления. Однако в июне 2016 года Apple представила новый формат оплаты ПО — подписку; в Google Play Store такая возможность появилась еще раньше. Человек платит не один раз, а регулярно, но по чуть-чуть. Раз в один, три, шесть, двенадцать и более месяцев. Если речь идёт о профессиональном программном обеспечении, то первый платёж получается значительно дешевле, чем при одноразовой покупке, но через год-два-три он уже заплатит больше.

В ночь с четверга на пятницу популярный текстовый редактор Ulysses (macOS и iOS) перешёл на такую модель монетизации. Основатель написал большой пост в блоге компании, почему подписка — правильное решение по развитию программы: пользователи получают тестовый период для оценки возможностей программы, а вместо оплаты двух раздельных версий человек тратит несколько долларов сразу на macOS и iOS.

Я не пользуюсь Ulysses как основным редактором (возможно, через месяц-два начну) и привожу его в качестве примера. Как недавний владелец версии для iOS, я получил компенсацию в виде 4 месяцев бесплатной работы. И я понимаю негодование отдельных пользователей, но понимаю и позицию разработчиков (кстати, люди, которые активно пользуются Ulysses, восприняли переход на подписку с энтузиазмом).

Ситуация двойственная. Одно дело, когда программист выпускает совсем новое приложение и сразу монетизирует его через подписку; например, так сделали разработчики заметочка Bear. Никаких вопросов и претензий нет и быть не может — человек волен решать, готов ли платить деньги за дополнительные функции.

Другое дело, когда уже купленное приложение внезапно переходит на новую модель монетизации, так еще и требует оплату, чтобы им можно было продолжать пользоваться. Человек мог купить приложение в том числе потому что оно продавалось за конкретную сумму. Он мог не купить программу, если бы она изначально монетизировалась через подписку. Однако деваться теперь некуда — или платить за альтернативы (и «переезжать» из привычного интерфейса), или оплачивать подписку.

Но вот какая проблема: разработка ПО сейчас сильно отличается от 2012 года. Значительно возросла конкуренция, а внимание покупателей размылось. Мы хотим регулярных обновлений, поддержки работоспособности, новых функций, исправлений ошибок… Но чем будет питаться в это время разработчик? Новый код требует много труда. У человека остаётся не так много вариантов — или он будет чаще выпускать «мажорные» обновления ПО (что пользователи тоже не любят), или будет уделять внимание другим программам. Ну или найдёт другую работу. В любом случае он начнет тратить меньше времени на развитие конкретного приложения и от этого пострадают пользователи.

Как и все, я тоже не хочу расставаться с деньгами. Можно потратить их на другие нужды — бытовые дела, развлечения, прогулки, семью и так далее. Но если мы хотим пользоваться хорошими приложениями, выбора нет. Труд должен быть оплачен.