Георгий Джеджея, автор Telegram-канала о фотографии «Пока завод не починили», на протяжении месяца тестировал новые беззеркальные камеры Nikon Z6 и Nikon Z7. Его впечатления и выводы — в этом тексте.
Часть технологий развивается сверху вниз. Десять лет назад камеры с полнокадровым сенсором стоили от 3500 долларов, в 2019 году — в семь раз дешевле. Раньше такими снимали профи, сейчас такой разжится может кто угодно.
Другие технологии распространяются снизу вверх. Вычислительная фотография в смартфонах уже «похоронила» мыльницы и готовится добить вообще все любительские камеры. Параллельно, беззеркальные системы развились до того состояния, что исчезновение зеркалок, как класса — вопрос ближайшей пары-тройки лет.
Nikon неудачно назвала Nikon Z6 и Z7. Несмотря на более низкий порядковый номер, Nikon Z6 не хуже: она просто другая.
Nikon Z6 пригодится любому «никонисту» как в роли основной камеры, так и в роли запасной. Nikon Z7 — беззеркальный аналог Nikon D850, который вряд ли повторит успех D850. При этом, обе Nikon Z лучше, чем Canon EOS R; с Sony a7 сложнее.
Лет через 10 фотокамеры в доме станут такой же редкостью, как факсы и mp3-плееры. С каждым годом их покупает всё меньше людей и, по мнению президента Canon, через пару лет рынок камер сократится ещё наполовину.
Объяснение этому лежит на поверхности. Хотя даже самая примитивная зеркалка по-прежнему умеет гораздо больше смартфона, для этого «бóльшего» нужны знания и опыт. А когда их нет, что на смартфон, что на фотокамеру — получается примерно одно и то же. Итого: шкаф, забвение, Avito.
Начальный сегмент из доступных камер для новичков превратится в лёгкие камеры для профи и энтузиастов. Для всех остальных камера станет приложением на смартфоне (или уже стала).
Камерам подороже повезло больше. Две тысячи долларов за комплект отдают обычно те, кто хотя бы примерно представляет, как этим пользоваться. Число этих людей не уменьшается и, возможно, массовое увлечение мобильной фотографией даже добавит поклонников «большой» фотографии. Именно поэтому все самое интересное теперь происходит в топовом сегменте.
До последнего времени среди топов ничего не менялось годами. Nikon и Canon вяло обновляли D* и *D серии, Sony потихоньку допиливала свою систему, а папаши на фотофорумах выясняли, что лучше. Но полгода назад случился тектонический сдвиг, и произошёл он не просто так.
Осенью 2018-го года Nikon и Canon наконец-то выпустили свои беззеркальные системы. У Nikon получилось нормально, но…
Есть зеркалки и беззеркалки. Зеркалки фокусируются через сложную оптическую систему, беззеркалки фокусируются датчиками на матрице. Зеркалки так тоже могут, но факультативно. Зеркалки — больше и тяжелее, но цепче фокусируются в темноте и работают дольше. Сейчас разница небольшая, но лет семь назад все было гораздо хуже. Беззеркалки фокусировались по пять минут, а разряжались — за две. Но уже тогда было понятно, что зеркало превратится в рудимент, а зеркалки — в фетиш, вроде пленочных камер.
Sony это поняла раньше остальных компаний и делает топовые беззеркалки уже шестой год. Третья итерация серии a7, которая вышла весной 2018, стала первой беззеркальной камерой без явных слабых мест. Авторитетнейший ресурс DP Review по делу признал ее фотокамерой года.
Разумеется, камера проходит несколько больший путь от прототипа в AutoCAD до прилавка, чем полгода. Выходы Nikon Z и Canon EOS R не были реакцией непосредственно на Sony a7 III. Но факт: Nikon и Canon тянули и не выпускали топовые беззеркалки до последнего, поэтому впервые за последние 20 лет оказались в роли догоняющих.
Официально Nikon заявляет, что не выпускала камеры на новой системе, потому что не хотела продавать недоделку:
«На сегодняшний день технологии достигли достаточного уровня, чтобы беззеркальные фотосистемы могли конкурировать с зеркальными и быть надежным инструментом в арсенале профессионального фотографа. За счет этого мы можем предложить действительно многофункциональные камеры, которые отвечают современным требованиям»
— Сергей Симахин, менеджер по маркетинговым коммуникациям и связям с общественностью Nikon в России
Звучит убедительно. У той же Sony получилось сделать толковое устройство только с третьего раза и в том же году. Но для Sony за эти годы вышло множество объективов; система обросла фанатами, а технологии в ее камерах более разнообразны, в силу накопленного компанией опыта.
Nikon Z6 и Nikon Z7 назвали неудачно. Nikon Z6 не хуже — она просто другая
Последние 10 лет у Nikon было так: чем меньше порядок и чем больше цифра, тем круче камера. Nikon D5 самая навороченная, Nikon D3000 — самая старая и примитивная. Но в Z-серии всё поломали. Nikon Z7 не «старше» Z6. Они просто разные.
Nikon Z7 — для постановочной фотографии, Nikon Z6 — для репортажной. Камеры примерно одинаково отрабатывают что чересчур контрастные сцены, что сцены с недостаточным освещением. Там же, где Z6 выдаёт по-прежнему бодрые 12 к/c, у Z7 уже начинается одышка.
Ключевых отличий между камерами три: разрешение, скорострельность, цена. Два из них в пользу Z6, и только одно — в пользу Z7. Разница в тысячу долларов обусловлена только разрешением сенсора Z7. Sony разделила серию a7 по тому же принципу: помимо обычной версии a7 III, на прилавках доступна более дорогая и более многопиксельная a7R III, которая слишком вальяжна для динамичных сцен.
Canon же пошла другим путем. Компания выпустила EOS R и EOS RP, где P означает «попроще». Отличия именно в классе: обе камеры решают одни и те же задачи, но на разном уровне.
Nikon Z6 пригодится любому никонисту. Как в роли основной камеры, так и в роли запасной
В 2019 году Nikon выпускает четыре зеркалки с матрицей поменьше, четыре — с матрицей побольше, и две беззеркалки. В беззеркалках матрица большая, поэтому логично сразу же вычеркнуть из сопоставления D3500, D5600, D7500 и D500. При прочих равных, качество фотографий с сенсора большего размера выше.
Остаются четыре камеры: Nikon D610, D750, D850 и Nikon D5.
Nikon D610 и D750 уже десять лет на двоих, поэтому преимуществ перед Z-серией у них всего три, и все три связаны с деньгами. Они слабее технически, но дешевле в покупке и обслуживании. На древней (и потому недорогой) оптике с маркировкой AF работает автофокус, эти камеры поддерживают грошовые SD-флешки, и сами по себе дешевле (особенно с учётом вторички). В остальном они хуже.
Nikon Z6 фокусируется в темноте лучше, чем Nikon D610 и D750; изображение, в силу более свежей матрицы, более гладкое; скорострельность выше, интерфейс отзывчивее. Разрешение у всех трёх камер одинаковое. На преимущества в базовых параметрах Nikon Z6 накладываются и преимущества беззеркальных систем перед зеркальными в целом. Так, на плёночных камерах результат был виден только после проявки, на цифровых зеркалках — после спуска завтра, а на беззеркалках он виден прямо во время съемки.
Nikon Z6 заряжается через USB-C, поддерживает новую оптику Nikon с огромной светосилой и быстро фокусируется не только через глазок, но и через сенсорный экран.
Дополнительно облегчает жизнь система стабилизации в матрице, которая работает с любым объективом Nikon. Можно тихонько подойти к спящему попугаю, сделать выдержку подлиннее, ISO пониже — и получить чистое изображение без шумов и смазов. Птица не переполошится: затвор на беззеркальных камерах срабатывает тихонько. Получается, что вот во сколько раз Nikon Z6 дороже D750 и D610, примерно во столько же и лучше.
В свою очередь, выяснять, круче ли Nikon D850 и D5, чем Nikon Z6, так же бессмысленно, как и сталкивать лбами Z6 и Z7. Это разные камеры для разных людей. Nikon Z6 не так универсальна, как D850, и не так узко специализирована, как D5. Но она дешевле обеих камер и превосходит по ключевым параметрам то одну, то другую.
С задачей снять максимум кадров за минимум времени Nikon Z6 справится не хуже D5, но она быстрее разрядится и не так хороша в темноте.
Снять одним кадром сложный студийный портрет с постоянным светом у Z6 получится не хуже, чем у D850. Она не боится ни дефицита света, ни сильных перепадов освещённости. Но разрешение будет почти вдвое ниже.
Из этих «да, но» в сравнении с Nikon D5/D850 и соткана вся суть Nikon Z6.
- Да, Nikon D850 и D5 цепче фокусируются в темноте. Об этом говорят как синтетические тесты, так и то, что в них нет лампочки подсветки автофокуса. У Z6 она есть, причём неприятного зелёного цвета;
- Но: Nikon Z6 фокусируется точнее, благодаря слаженной работе двух систем автофокуса: фазовой и контрастной. Первая быстрая, вторая точная. Сначала камера наводится фазой, затем подгоняет фокус контрастом. У зеркалок, по факту, только фазовый.
- Да, больше всего места занимают объективы, а их размер в первую очередь зависит от размера матрицы, а не от системы фокусировки;
- Но: для таких жанров, как стрит и тревел, таскать всю оптику с собой необязательно. Nikon Z6 выглядит как любительская фотокамера и, с небольшими объективами, привлекает минимум внимания. Для уличной фотографии это важно.
- Да, на D5 и D850 больше места для всяких кнопочек и крутилок, чем на Z6 и на Z7. Как следствие, у них лучше эргономика;
- Но: Nikon Z6 меньше и легче. Особенно разница заметна с Nikon D5: когда они стоят рядом, кажется, что D5 ее вот-вот сожрет.
Итого, Nikon Z6 станет прямой заменой D5 и D850 только для тех, кому эти камеры не подходят. В качестве дополнения она пригодится владельцу любой из них. Для владельцев же Nikon D610 и D750 это самый логичный апгрейд: привыкать придётся только к хорошему.
Камерные джипеги. Ох, вы бы видели, что там D600 снимала. Покажу при случае. pic.twitter.com/Aw0UubBWTV
— Георгий Джеджея (@gerudes) January 25, 2019
Более совершенная камера увеличивает не качество фотографий, а количество удачных снимков. В Instagram дневной пейзаж что на смартфон Xiaomi, что на Nikon Z6 будет выглядеть одинаково, а летучая мышь ночью — уже нет. Поэтому, правильнее писать не «Z6 снимает лучше», а «Z6 позволяет снять больше».
Nikon Z7 — беззеркальный аналог Nikon D850, который вряд ли повторит успех D850
Ради 47 Мп в Nikon Z7 компания урезала скорострельность и подняла цену на тысячу долларов. Стоило оно того? С одной стороны, куча мегапикселей это здорово по целому ряду причин, но почти все эти причины слабо осязаемы.
У многопиксельных камер всего два глобальных преимущества: лучше детализация, лучше цвет. С детализацией всё просто. Больше пикселей — больше деталей в кадре.
Детализация зависит и от оптики тоже, но даже старые объективы на многопиксельных матрицах дают больше подробностей. Так 24 Мп и 45.7 Мп матрицы разрешают объектив 2003 года: Важно: по фотографиям в интернете разницы не увидеть. По данным Statcounter, как минимум половина людей сидит в интернете с HD-устройствами. В HD-разрешении всё выглядит одинаково.
Посмотрите сами.
С цветом сложнее. Если посмотреть на экран смартфона под увеличительным стеклом, будет видно сетку из красных, синих и зелёных субпикселей. В матрице фотоаппарата каждый пиксель точно так же фиксирует только один цвет. Но, если приблизить фотографию до пикселизированного состояния, цвета будут разные. Так происходит, потому что в отснятой фотографии отображается не то, что на самом деле поймала матрица, а некое математическое усреднение информации с соседних ячеек. Честное разрешение матрицы меньше номинального в четыре раза. Там, где производитель заявляет 46 Мп, цвета с кадра снимается на 11.5 Мп. Это всего на 3 Мп больше, чем у 4K-монитора — и ровно столько же, сколько у монитора с 5K. Фотография без интерполяций в масштабе 1:1 уместится на мониторе iMac 27″.
Печать, iMac, дебайрезация… Все это не относится к большинству людей в интернете. Такое разрешение требуется студийным и пейзажным фотографам и, изредка, репортажным, когда нужен цифровой зум. В модельном ряду Nikon только в одну камеру воткнули сенсор с таким же разрешением — в Nikon D850, которую читатели DPReview признали камерой 2017 года. Вся мощь D850 в ее удивительной универсальности. Раньше 800-ая серия была не лучшим выбором для репортажного фотографа, и сейчас разница между Nikon D5 и D850 такая же, какая была между D800 и D4 — те же 5 к/c. Но сейчас это 12 против 7, а тогда были 10 против 5.
Nikon Z7 может, вроде бы, то же самое, но хуже фокусируется в темноте, быстрее разряжается и захлебывается под потоком кадров раньше, чем D850.
Преимущества беззеркальных систем перед зеркальными проявляются не только при сопоставлении Nikon Z с D610 и D750, но и со всеми остальными зеркалками Nikon. Но, в сравнении с Nikon D850 и D5, острее чувствуются и недостатки беззеркалок — так, кнопка включения на зеркальных камерах, по факту, просто выполняет роль блокировки. Сценарий, при котором камера не успела включиться в самый ответственный момент, невозможен на Nikon D850 и D5, а на Nikon Z6 и Z7 — вполне. Для профессионалов это важно.
А вот то, как видны настройки экспозиции и баланса белого (в реальном времени, как на беззеркалках, или пост-фактум, как на зеркалках), уже не так нужны. Опыт подскажет.
Итого: на Nikon Z6 и Z7 нельзя ставить древнюю оптику, хуже автофокус, батарея, эргономика; нет дополнительного слота под SD-карточку, выше цена. И если Nikon Z6 это простительно, потому что она быстрее D850, меньше D5, и дешевле обеих камер, то Nikon Z7 — нет.
Есть две причины купить Z7 вместо универсальнейшей D850: оптическая стабилизация и новые объективы, аналогов которых на D850 не будет никогда
Оптики под новую систему пока мало. В Nikon D850 (2017) можно вкрутить любой другой объектив Nikon, выпущенный после 1959-го года. Например, объектив Nikon 85/1.4D (1995) позволяет снимать репортажи в кромешной темноте и портреты с размытым в ноль фоном всего за 45000 рублей. С Nikon Z такое не прокатит. Камера поддерживает старые объективы только через переходник. В совсем старых не работает автофокус, и тот же Nikon 85/1.4D придётся крутить вручную. Аналогичный объектив с автофокусом обойдётся уже в 100 тысяч рублей.
Решение со стороны Nikon непопулярное, но объяснимое. Отверстие, в которое вкручивается объектив, называется байонетом. Nikon не менял байонет 60 лет. Поскольку в фотографии за это время все-таки кое-что поменялось, технические ограничения прежней системы тормозили развитие оптики Nikon. В Nikon 85 мм f/1.4 первая цифра обозначает фокусное расстояние и то, насколько сильно объектив приближает. Вторая цифра обозначает диафрагменное число: чем меньше вторая цифра после дроби, тем больше света пропускает объектив.
И Canon, и Sony давно делают объективы с f/1.2, поскольку сменили байонет при переходе на цифровые фотоаппараты. Из-за конструктивных особенностей старого байонета, Nikon такие делать раньше не могла. А теперь — может: компания уже заявила на 2019 выпуск Nikon 58 мм f/0.95, который будет пропускать просто неприлично много света.
Однако, на момент написания этого текста, Nikon продавала 3 объектива: 35/1.8, 50/1.8 и 24–70/4, и только-только анонсировал Nikon 24–70/2.8. Сказать про них особенно нечего, кроме того, что они, как и все объективы Nikon, острейше резкие. Со скоростью фокусировки тоже всё в порядке. Главный недостаток конкретно объектива 24–70/4 — сильное затемнение по углам. Неприлично сильное для серьезного стекла. С тем, чтобы убрать его в редакторе при обработке, нет никаких проблем, но особенность неприятная.
Nikon Z лучше, чем Canon EOS R. С Sony a7 III сложнее
Больше всего у других производителей на Nikon Z6 похожи Canon EOS R и Sony a7 III. Canon, как и Nikon, выпустила камеру только осенью в 2018 года. Но у Nikon получилось более-менее с первого же раза, а у Canon — нет. Единственная причина взять Canon EOS R сегодня — полный шкаф объективов Canon в хозяйстве. По всем ключевым параметрам он не дотягивает ни до Sony a7 III, ни до Nikon Z6. Аналогов Z7 среди Canon нет вообще. Среди Sony это a7R III.
В целом, Sony a7 III и Nikon Z похожи, но Sony умеет чуточку больше: чуть лучше автофокус, чуть лучше снимает в кромешной темноте, чуть точнее по цвету. Но свои преимущества есть и у Nikon Z6: он быстрее включается, шустрее работает, а цифровой видоискатель по качеству практически не отличается от оптического. У Sony — хуже.
Nikon Z6 записывает фотографии на более надёжную и быструю карточку XQD, которая на момент написания статьи вместе с адаптером идёт в комплекте. Sony снимает на две SD. У Z6 информация о выдержке, диафрагме и ISO отображется на дополнительном жидкокристаллическом экранчике: у Sony такого нет.
Но, несмотря на ворох небольших отличий, выбор между этими камерами на самом деле проще, чем кажется. Какая в магазине улыбнется, ту и стоит взять.
Выводы
Nikon Z6 пригодится любому никонисту. Если вы снимаете на Nikon D4/D4s/D5, то в качестве второй — легкой и такой же скорострельной. Если на Nikon D850/D810, то она будет еще и быстрее.
Nikon Z7 пригодится тем, кто снимает в студии и печатает фотографии. Другие задачи она решает хуже.
Если привязки к системе нет, то Sony выглядит как более функциональный, но менее практичный вариант. Недостатков и преимуществ примерно поровну, с преимуществом Sony a7 III.
Но стоит ли вообще покупать отдельную фотокамеру в 2019 году, пусть и самую крутую? Если вы задаётесь таким вопросом (в принципе), то нет. Не стоит.