В новом выпуске почтовой рассылки Андрей рассказывает о крутом сериале про еду, а Антон замечает, что нужно периодически переосмысливать окружающий мир и переопределять собственные взгляды на него.

Андрей: о сериале Chef’s Table

Последние три недели во время завтравков, обедов и ужинов, мы с Викой упоенно смотрим документальный сериал Chef’s Table. Он рассказывает о… еде. Ты ешь — и смотришь на еду. Великолепная идея.

Впервые я познакомился с документальными фильмами о еде, когда посмотрел «Мечты Дзиро о суши», предыдущую работу Дэвида Гелба. Но Chef’s Table ощутимо отличается. То, как сериал показывает еду — отдельный вид искусства. На его фоне «Мечты Дзиро о суши» выглядят очень бедно; сказывается значительная разница в бюджете и размере команды.

Но не это главное. На протяжении пяти сезонов (в сезоне по 5–8 серий, каждая длится около 50 минут) сериал Netflix показывает лучших поваров нашей планеты. Каждый сюжет скрывает целую историю — например, историю Кристины Мартинез, которую муж избивал на протяжении десятка лет. После этого она нелегально иммигрировала на заработки в США, чтобы обеспечить дочь нормальным образованием, и начала готовить тапас. Люди полюбили ее Кристины и начали регулярно ходить в ее заведение. Появились знакомства и, в последствии, она стала народным борцом с политикой правительства против нелегальной иммиграции.

Разве это не драма? Проведя десятки лет под гнетом мужа-насильника (!), Кристина проделала мучительный путь пешком (!) через границу США, практически без еды и воды (!!!) — и все ради образования любимой дочери. В процессе Кристина переродилась, как феникс в притчах, и стала успешным поваром, лицом народа. При этом она все равно остаётся нелегалом в чужой стране, правительство которой может в любой момент депортировать ее «домой», и до сих пор не может жить с дочерью — ее тоже не пускают легально в США.

Подобных историй в Chef’s Table много. Причем каждый человек преследует свои цели. Например, испанский повар Альберт Адрия на протяжении тридцати лет работал в тени своего брата, возвёл приготовление пищи в разряд искусства и вывел испанскую кухню на первое место в мире — а все почести получал старший брат. Или выпускник французских ресторанов, который 40 лет занимался не своим любимым делом, после чего переехал в Патагонию и, как волхв, начал готовить восхитительную еду в котлованах. Или турецкий шеф-повар Муса Дагдевирен, который пытается сохранить традиционную кухню Турции, для чего он на протяжении трёх лет путешествовал по деревням и сёлам в стране, изучал их исконные культурные блюда, все документировал и записывал.

В общем, рекомендую посмотреть Chef’s Table. Русского языка в сериале нет, но все субтитры переведены. Это визуальная услада глаз, хороший аккомпанемент к еде — и сборник познавательных историй о людях.

Антон: такой изменчивый мир

Так совпало, что примерно в одно и то же время произошли два хайповых события: переопределение эталона килограмма, о котором я рассказывал в 191 выпуске Теории Большой Бороды, и в очередной раз завирусился канал jerryrigeverything с видеороликом, в котором Зак голыми руками сгибает новенький iPad Pro. На первый взгляд, ничего общего у этих двух событий быть не может, но они оба показывают важность пересмотра собственных взглядов, методологий и точек отсчета.

Переопределение килограмма — крайне важный шаг. Он отвязывает определение единицы массы от конкретного физического объекта на нашей планете. Если бы мы не пересматривали нашу картину мира и фундаментальные единицы, то оставались бы закостенелыми в мышлении, а также не достигли бы и доли того, что умеем сейчас. Например, не придумали, как делать iPad Pro.

Что же касается видеоролика с тестом прочности планшета и реакции на него в медиа, то это еще один пример того, почему нужно периодически переопределять наши взгляды. Зак давно тестирует на своём канале устройства и следует одному и тому же ритуалу: проверяет относительную твердость стекла по шкале Мооса, царапает корпус ножом (чтобы проверить его материалы), обжигает дисплей зажигалкой (проверяет устойчивость к высоким температурам), после чего пытается согнуть устройство руками.

И все бы хорошо, но после сотен подобных проверок у зрителей канала сложилось мнение, что (не)преодоление всех этапов тестирования тождественно равно определению главных народных критериев «говно» и «не говно». По-моему очевидно, что измерение всех устройств одной линейкой (в данном случае, набором процедур, которые придумал Зак) дает ответ лишь на один вопрос, как устройство проходит конкретный набор испытаний. Любые другие выводы — лишь домыслы. Сам Зак же, зачастую, подталкивает подписчиков к переходу мышления в плоскость хороший/плохой, чего делать, по-моему, совершенно нельзя.

Вывод напрашивается сам собой: иногда очень полезно пересматривать методологию исследований и экспериментов, по которым мы привыкли делать субъективные выводы. Мир вокруг нас меняется. Меняется быстрее, чем когда-либо в истории; критерии, которые были справедливы еще несколько лет назад, вполне могут оказаться устаревшими в современных реалиях. Это касается вообще всего, начиная от тестов телефонов на прочность и заканчивая определением спелости арбуза на рынке. Все это периодически стоит пересматривать, подвергать сомнению — и перепроверять.