Смотрите ли вы сериалы? Я да. С переменным успехом, наскоками, но смотрю — и, по моим наблюдениям, граница между фильмами и сериалами стирается.
У блокбастеров 2016 года многомиллионные бюджеты, а собирают они в прокате ещё больше денег. По данным «Кинопоиска», фильмы о «Первом мстителе», «Звёздных войнах» и приключениях рыбки Дори собрали по 1 миллиарду долларов. В первой десятке самых кассовых фильмов за год только четыре новых кинофраншизы! Все остальные либо связаны с уже существующей вселенной, либо продолжают её. В 2015 была схожая ситуация; тенденция прослеживается и в 2014 году.
Из года в год мы видим на экранах кинотеатров одних и тех же актёров в одних и тех же фильмах. Меняется только порядковый номер. У киношников уже есть готовые киновселенные, и снимать фильмы в них проще, чем создавать и раскручивать новые сюжеты — тем более, когда все суперспособности уже раздали.
Взгляните на сериалы: группы сценаристов работают над каждой фразой главного героя и тестируют пилотные серии на фокус-группах. При этом они прибегают к помощи штатных аналитиков и проверяют рейтинги, чтобы ещё точнее выверить все нюансы подачи контента.
В книге «Выходит продюсер» Александр Роднянский описывает процесс съёмки сериалов в интерактивном режиме, когда реакция зрителей определяет, какими будут дальнейшие сериии. США уже давно так делают, и теперь наши киношники тоже стали перенимать их опыт. Стоит сравнить «Улицы разбитых фонарей» о работе милиции, а потом посмотреть «Лондонград» — красивое и концептуальное игровое кино в жанре авантюрного экшна, действие которого происходит в столице Великобритании. Даже название привлекает к нему внимание!
Сериалы изменились. Сейчас продолжительность каждой серии «Шерлока», например, около полутора часов; главные роли исполняют звезды первой и второй величины: Мартин Фримен, Люси Лью, Билли Боб Торнтон, Клайв Оуэн, Том Харди — и даже Энтони Хопкинс. Сезоны распланированы на несколько лет вперёд, а каждая новая серия вызывает волну обсуждений в социальных сетях и на кофебрейках в офисах.
Причём эти серии выходят один раз в неделю или реже, чтобы зрители гарантированно их посмотрели, обсудили — и даже подзабыли какие-то подробности. А ведь всего лишь 10-15 лет назад мы смотрели на чудаковатого инопланетянина в «Альфе», серии которого длились 22 минуты.
Другой пример это сериалы-антологии, где сюжет каждой новой серии или сезона не связан с предыдущими эпизодами. Одна серия — одна история. Например, «Чёрное зеркало» рассказывает о людях в современном цифровом мире; о том, как мы привязаны к интернету и гаджетам. Уже отсняты три сезона, общая протяженность которых — тринадцать серий. По сути, это тринадцать фильмов с общей мыслью, что экран для нас зачастую важнее жизни.
Выходит очень мало новых фильмов, которые не пересказывает старую историю и не продолжают очередной блокбастер или фильм по уже известной киновселенной. Согласно статистике «Кинопоиска» выше, это всего 2-3 фильма на десяток, которые вышли в прокат. За год! Остальные 7-8 топовых фильмов это раскрученные кинофраншизы; те же сериалы, только с нестандартной формой подачи. Один сезон и много серий с большими перерывами между ними.
Сериалы же предлагают богатый выбор жанров, схожее время просмотра и актёров, которые играют не хуже «полноценных» киношных звёзд. Насыщенность же серий может даже превышать фильмы, так как съемочные группы вынуждены ужимать двухчасовой фильм в 45-60 минут. И зритель это ценит. По данным Национального центра биотехнологической информации США, в 2015 году окно внимания человека составило 8.25 секунды. Чтобы удерживать внимание зрителя, киностудии выпускают насыщенные экшном фильмы и сериалы. И в этой битве побеждают сериалы, ведь продолжение понравившегося фильма придётся ждать несколько лет, а новые эпизоды любимого сериала выходят каждую неделю (в рамках одного сезона).
Как и в других сферах нашей жизни, мы наблюдаем серьезные перемены в кинематографе. Фильмы меняются вместе со зрителями — если 20 лет назад они предлагали законченные истории, а сериалы были бестолковым развлечением на полчаса, то теперь эта граница исчезает. Каждый удачный фильм обязательно получит продолжение. И даже не одно. Тем временем, сериалы привлекают огромную аудиторию и делают это значительно чаще — разница только в скорости выхода нового «эпизода» на экраны.