Игра, которую нельзя пропускать. Эксклюзивно на Xbox One и Windows.

История Forza Horizon

Компания Turn 10 Studios делала гоночные симуляторы для приставок Xbox. Получалось хорошо, но аудитория у подобных игр малочисленная.

В 2012 году студия выпустила свою первую аркаду, которая дала старт серии Horizon. Эта были гонки для всех — даже тех, кто не любит подобные игры. Разработчики сохранили фирменные особенности Forza: детальную проработку каждого авто (включая салон), богатый набор настроек поведения и помощников в управлении машиной.

На минимальной сложности, со всеми включенными ассистентами, автомобили ездили почти самостоятельно — игра сама боролась с пробуксовкой, сама притормаживала и даже помогала войти в поворот.

В режиме симулятора помощники отключались и автомобили вели себя реалистичнее. Хорошее испытание для опытных игроков, которые не хотели сидеть за «серьезными» симуляторами, но на дух не переносили серию Need for Speed.

Если игрок с легкостью одолевал соперников, то игра сама предлагала повысить сложность или отключить какой-нибудь из ассистентов. За это она вознаграждала игрока дополнительным опытом и деньгами.

Игровой мир представлял собой большой кусок местности в пустыне Невада возле Дамбы Гувера. По территории были разбросаны точки старта гоночных состязаний — для участия в каждом машина игрока должна была соответствовать определенным требованиям (типу автомобилей, рейтингу, году выпуска, типу привода, марке производителя, и так далее).

Большая часть гонок проходила на трассах с перекрытым движением; была и отдельная лига уличных гонок. Такие соревнования проходили в ночное время и на дорогах присутствовали другие автомобили.

Игра стала популярной, и в 2014 году вышла вторая часть. Действие перешло на Лазурное побережье: мир стал полностью открытым. Теперь игрок мог ехать куда угодно (и как угодно).

Сам мир тоже изменился; вместо пустыни были деревья, поля, виноградники — спасибо мощностям консолей нового поколения.

Однако игра потеряла часть своего обаяния. У игрока появилось слишком много свободы, и она не пыталась задать вектор ее направления: игрок сам выбирал, в какой местности и в каком классе автомобилей пройдут соревнования.

Свобода выбора — не всегда хорошо. Глаза разбегаются, пытаешься успеть все и сразу; в итоге забываешь получить удовольствие.

Зато в игре появился «Список гонщика» (Bucket list). Это набор заданий со строгими условиями, которые выполнялись на определенном автомобиле. Даже фоновая музыка была предопределена разработчиками.

Сюжеты первых двух частей были косвенно связаны — протагонист из первой части игры руководил гоночным фестивалем второй части. Обе «Форцы» получили множество платных наборов автомобилей и большое дополнение с раллийными гонками.

Forza Horizon 3

Игра вышла в непростое для гонок время: с выхода предыдущей части прошли уже два года, а последний Need for Speed вызвал отторжение у всех водителей; The Crew провалилась.

На таком фоне новой Horizon 3 достаточно просто быть неплохой игрой, чтобы добиться успеха. Но вместо этого Turn 10 и Microsoft выпустили шедевр.

Мне хочется просто прокричать: «Это лучшая игра года! Покупайте прямо сейчас!» и уйти играть дальше — Forza Horizon 3 вобрала в себя все лучшее из предыдущих игр серии.

Разнообразие Австралии

Размер доступной территории вырос незначительно, но окружение стало разнообразнее. В первой части гонки проходили в пустыне, посреди скал; во второй — на фоне цветущих полей и виноградников. Но на протяжении самих игр мир практически не менялся.

В Horizon 3 есть Аутбэк Австралии, зеленые поля и виноградники, джунгли, песчаные пляжи, город с небоскребами и активным дорожным движением.

Осталась полная свобода передвижения, но мир плотнее заполнен игровыми активностями и достопримечательностями. Появились дрифт-зоны — участки, на которых игрок должен набрать максимум очков за езду в заносе; появились трамплины — соревнования «кто дальше прыгнет».

Игра подталкивает к исследованию мира: секреты помогают узнать больше о реальных прототипах виртуальной местности

С новыми видами ландшафта стало больше видов дорожного покрытия. Поведение машин на песке теперь гораздо сильнее отличается от обычной земли в поле.

Появились глубокие ручьи и линия прибоя — по ним теперь тоже можно проехать. Более того, разные автомобили преодолевают водные преграды по-разному! Так, экстремальный внедорожник почти не потеряет скорость, в то время как низенький суперкар практически остановится. Я уж не говорю, что из-за брызг в лобовом стекле ничего не будет видно.

Над водой вообще поработали очень тщательно. Асфальт теперь бывает не просто мокрым — на нем появились настоящие лужи, а капельки дождя и брызг скользят по лобовому стеклу при резких поворотах.

Изменилось и дорожное движение — и речь не только о том, что в Австралии оно левостороннее. С появлением в игре крупного города значительно возросла плотность трафика. Если на загородном шоссе машин мало, то в городе разогнаться сложно — машины местных жителей и общественный транспорт мешают побить рекорд даже на самой длинной прямой.

Обратная связь

Forza Horizon 3 по полной использует вибромоторчики геймпада Xbox One: я с закрытыми глазами понимаю, по какой поверхности едет машина и что происходит вокруг нее. При поездке по грунтовой дороге чувствуешь каждый камушек; пересекаешь деревянный мостик — и ощущаешь, как доски ходят ходуном; если мимо проносится самолет — улавливаешь изменившееся сопротивление воздуха.

Я настоятельно рекомендую использовать геймпад Xbox One и на ПК. Осязание это важная часть игры, без которой вы потеряете немалую долю удовольствия и ощущений.

Гонки

И тут без нововведений не обошлось: встречайте гонки на багги! Несмотря на внешнее сходство, эти невесомые внедорожники ведут себя совершенно иначе, чем авто с движками под тысячу лошадиных сил.

Типы соревнований остались прежними:
— Кольцевая гонка;
— Спринт;
— Спринт по бездорожью;
— Кольцевые гонки по бездорожью;
— Ночные уличные гонки.

Одной из фишек серии всегда были показательные заезды автомобилей против самолетов, поездов, воздушных шаров, вертолетов и других транспортных средств. В третьей части такие соревнования тоже присутствуют. Они заряжают эмоциями: каждая гонка просчитана так, чтобы игрок побеждал с минимальным отрывом.

«Список гонщика» не претерпел изменений: определенная машина, время суток и музыка, задача продемонстрировать свое мастерство за строго ограниченное время. Классика! Но теперь такие заезды можно создавать самому и делиться ими с друзьями.

Важное нововведение — новые группы автомобилей. Группировка по «Ретро-суперкарам», «Современному ралли» и «SUV Heroes» никуда не делась, но создатели добавили новые группы — «Evo vs STI», «AMG vs M», «Ferrari vs Lamborghini», «Ford vs Holden» и другие. В каждой из этих групп присутствуют машины определенных марок разных лет.

Forzavista и внимание к деталям

Forzavista это детальный осмотр машины с возможностью забраться в салон автомобиля, открыть все двери и капот багажника. Сейчас в игре 350 автомобилей: прорисован салон каждого автомобиля и все детали внешнего вида.

Больше всего поражает внимательное отношение к особенностям реальных прототипов машин. Например, у BMW 5-er в кузове Е34 специфичный способ открытия капота: после отпирания замка его нужно сдвинуть вперед и только потом поднять. Так он открывается и в игре.

В игре присутствует продвинутый редактор покраски и нанесения винилов. Я не любитель часами наносить рисунок на свой автомобиль (предпочитаю ездить), но часто заимствую чужие схемы — каждый желающий может поделиться результатом работы с сообществом.

Если какой-то автомобиль прославился выступлениями в гонках, вы обязательно найдете уже готовую командную раскраску, в которой автомобиль вошел в историю: Subaru и 555, Lancia Delta Integrale и Martini, Toyota Celica и Castrol. Эти машины и цвета слишком многое прошли вместе, чтоб не попасть в игру.

Сам себе организатор

В первой части Forza Horizon игрок был «темной лошадкой» и шел к успеху, во второй — брал на себя выбор места для гонок и класса автомобилей.

В третьей части серии игрок сам организует фестивали. С большой ответственностью приходят и большие возможности: помимо заработка опыта и денег теперь нужно привлекать новых зрителей.

После достижения очередного порога открывается новая площадка и территория для гонок — каждый раз игра предлагает два варианта, а выбор остается всегда за игроком. Схему гоночных трасс нельзя изменить, но можно выбрать категорию автомобилей, которые будут участвовать в гонках, время суток и погодные условия.

Где разработчики дали полную свободу, так это в создании заездов для Bucket list: повсюду разбросаны точки старта, а где будет финиш, решать вам. Вы же выбираете и задание, музыку, погоду, время суток. Затем определяете, разрешить ли игрокам отматывать время назад — и не зафиксировать ли камеру в определенном режиме.

Я заставляю всех играть с видом из кабины

Потом надо самостоятельно выполнить задание и отмерить время на его выполнение (оно не может быть лучше вашего результата), после чего отправить вызов друзьям.

Кстати, друзья помогают даже в одиночной кампании — можно нанять их в команду и заставить приносить деньги, опыт и новых зрителей.

Катаемся с друзьями

Лучше всего играть вместе с друзьями: вовсе необязательно, чтобы вся команда заняла первые места. Во время гонок каждый зарабатывает очки за «стильную» или «чистую» езду, за обгоны и удержание лидирующей позиции. После финиша набранные баллы суммируются и сравниваются с очками, которые заработали боты.

Боты в Forza называются Drivatar (от слов driver и avatar). Игра анализирует поведение каждого игрока и по результатам создает шаблон поведения для искусственного интеллекта.

От игрока зависит, какой рейтинг сложности будет присвоен его драйватару; будет ли он проявлять склонность к контактной борьбе или наоборот — предпочтет избегать столкновений; будет он «по-кольцевому» чисто проходить повороты или же с заносами. Перенимают боты работу с газом и тормозами.

Более опытные игроки могут помогать новичкам. У тебя нет подходящего для гонки автомобиля, а у друга есть? Одолжи его! Никак не можешь победить в каком-то состязании? Попроси друга присоединиться и пусть он первым пересечет финишную черту — победу зачтут обоим. Устал искать в лесу сарай с раритетом? Если друг уже нашел его, то может поставить метку на карте.

Итог

Я могу долго рассказывать о невероятных красотах виртуальной Австралии: о «настоящем» небе и лужах на дорогах; о ручьях в джунглях и пыльном Аутбэке, скалах на пляже и кукурузных полях. О том, что в распоряжении игрока появился радиоуправляемый дрон…

Но я не могу заставить вас пережить те же эмоции, что и я, когда соревновался наперегонки с поездом, ощущая вибрацию почвы от его колес. Вы можете прочувствовать это только сами.

Forza Horizon 3 — лучшее, что случалось с жанром гоночных игр. Это веха, разделяющая жанр на «до» и «после». Единственное оправдание для отказа от нее — категорическое неприятие жанра гонок как такового. Да и в этом случае все равно стоит попробовать демоверсию игры: она изменит ваше мнение.

Да, владельцам ПК цена покажется высокой, но Ultimate-издания всех игр серии столько стоили. Даже в стандартном издании за 3999 рублей вы получите гору положительных эмоций и 350 (!) детально проработанных автомобилей.

P. S. Я собрал музыку из Forza Horizon 3 в плейлисты для Apple Music и Spotify. Слушайте.