Одного отрицать нельзя: на сегодняшний день самые смелые и новаторские идеи стали прерогативой маленьких и относительно независимых студий.
Мы хотим, чтобы больше людей узнали о хороших небольших (а то и вовсе шедевральных) инди-проектах. Для этого запускаем рубрику «Инди-добро» — в нее попадут как новые, так и старые игры от независимых разработчиков, которые заслуживают вашего внимания.
— Предисловие Владимира Плотникова
Celeste
Сегодня мне позвонил друг, с которым я регулярно тренируюсь. Сказал, что устал на работе и поэтому не приедет на тренировку. Он связист, протягивает по колодцам и коллекторам тяжелые многокилометровые медные кабели.
Вроде бы, ничего в этом страшного нет. Можно ведь пропустить тренировку; отложить или перенести на другой день. Но я знал: это он жалеет себя. Ленится. Поэтому раззадорил друга и спровоцировал потренироваться. В результате мы провели ударную тренировку и вложили очередной кирпичик в фундамент наших тел. Это — прямая польза для здоровья и самочувствия. Хотя поначалу друг считал, что не готов и пальцем пошевелить.
Умение собраться и заставить себя преодолеть очередное препятствие, вопреки лени или низкой самооценке — полезный навык. Однако его надо взращивать и постоянно удобрять.
Celeste — одна из немногочисленных игр, которая воспитывает эти качества. Она стала моим главным открытием года.
Удивительно, что за неделю до «Селесты» я прошел Owlboy (о которой рассказывал в подкасте) и остался под большим впечатлением, насколько красивыми, захватывающими, крутыми могут быть инди-игры. Однако именно Celeste покорила меня своим разнообразным геймплеем, атмосферной музыкой, фактурными персонажами — и, как ни странно, сюжетом.
Главная героиня Celeste — Мэдлин, рыжеволосая молодая девушка около 20-25 лет. Она не знает, чего хочет от жизни. Это негативно влияет на ее быт: плохие отношения с матерью (последний раз они общались почти год назад), неспособность принять груз ответственности, депрессия и панические атаки, злоба на саму себя…
Мэдлин нужно понять, кто она такая. Для переоценки своей деятельности девушка решает сменить обстановку — уезжает в Канаду, чтобы забраться на высокую, мифически неприступную гору Селесту. Если сможет — значит, она чего-то, да стоит.
Однако Мэдлин не подозревает, что эта гора — необычное место. Она выуживает все страхи из закоулков разума людей; аккумулирует все переживания и воплощает их в жизнь. Поэтому восхождение на саму гору — далеко не главная проблема, ведь Мэдлин придётся преодолеть свою неуверенность и физически столкнуться со всеми страхами. В этом ей помогут дружественные персонажи, которых девушка встретит на пути к вершине Селесты: старушка, которая живет у подножия горы; дружелюбный фотограф Тэо; владелец заброшенного отеля — мистер Оширо.
Celeste побуждает размышлять. Она изобилует диалогами, которые заставят задуматься над жизненными вопросами: все ли я делаю правильно? Готов(а) ли к изменениям? Смогу ли перестать корить себя? Может, пора простить родственников/ близких друзей? Спектр поднимаемых тем широк.
Путь Мэдлин состоит из восьми разветвлённых уровней, на протяжении которых вы будете часто погибать. И под «часто» я подразумеваю не десятки или сотни раз — счёт идёт на тысячи попыток. Но не пугайтесь: Celeste вряд ли можно назвать сложной. Скорее, она бросает вызов игроку и требует не допускать ошибки на протяжении небольших отрезков времени1.
Дело в том, что каждый уровень состоит из набора «экранов» — скрупулезно сотканных головоломок, которые задействуют реакцию и смекалку игрока. Учитывая, что время между смертью и возрождением главной героини составляет доли секунды, а прогресс откатывается только на начало «экрана» (на несколько секунд назад), смерть в Celeste не напрягает. Она заставляет становиться лучше: вовремя нажимать кнопки геймпада, планировать последовательность действий, правильно направлять левый аналоговый стик.
Смерть в Celeste это часть процесса, а не наказание за плохую игру. Пока Мэдлин преодолевает свои страхи, пытаясь забраться на вершину горы, — игрок сражается со своими собственными недостатками.
Управление — отдельная часть Celeste, которой можно долго петь дифирамбы. Мэдлин так точно повторяет движения вашего пальца, будто вы направляете главную героиню при помощи тач-экрана. Это позволяет моментально исправлять траекторию прыжка и направление полета главной героини, а задержка между вводом и реакцией персонажа будто отсутствует.
Впрочем, такое чувствительное управление одновременно является источником наибольшего количества бед. Celeste позволяет прочувствовать, как часто вы ошибаетесь в играх, управляя персонажами (и как сильно игры исправляют ваши ошибки). Чуть повели палец не туда — и все, прощай, Мэдлин. Игра крайне требовательна к микроскопическим движениям и, соответственно, микромоторике пальцев.
Причём освоить управление просто. Набор движений Мэдлин не так уж и велик: прыжок, один рывок в воздухе (потом их станет два), карабкание по вертикальным поверхностям. Долго висеть на стенках нельзя, так как девушка устаёт и падает вниз.
Такой ограниченный набор действий заставляет грамотно планировать, как вы будете двигаться по уровню. А двигаться в Celeste можно совершенно по-разному — разработчики развивают простую механику платформера так, как и самому Марио не снилось. Каждый уровень изобретательно взаимодействует с главной героиней, предлагая все новые и новые варианты развития событий. Тут и двигающиеся платформы, которые разрушаются при столкновении со стеной; и летающие пузыри, которые «перезаряжают» рывок; и порывистый ветер, который или сдувает Мэдлин назад, или со всей силы несёт ее вперёд.
По мере прохождения, Celeste будет все реже прощать мелкие огрехи игрока, а длина «экранов» будет увеличиваться. Под конец потребуются полностью автоматизированные действия — но вы будете к этому готовы, так как предварительно игра всему вас научит, и сможете реагировать в соответствии сложности.
По сути, основная часть игры заканчивается по достижению пика горы. Однако для самых крутых игроков предусмотрен ещё один уровень — центр Селесты. Чтобы попасть туда, сначала надо найти на уровнях все кристальные сердца. Их немного, но задача непростая: нужно выполнить определенные действия в местах, которые практически ничем не отличаются от остальных частей уровней2.
Для любителей хардкора на уровнях разбросаны кассеты, которые открывают их альтернативные, более сложные версии. Концовка же варьируется в зависимости от того, как много Мэдлин соберёт клубники — а для этого потребуется пройти самые сложные и необязательные «платформинговые» части уровней. Они же — самые интересные.
Но это все лирика. Если вы ищете в меру сложный и увлекательный платформер с хорошим геймплеем и сюжетом — покупайте «Селесту». Если же вы испытываете неуверенность, сомневаетесь, упрекаете себя — «Селеста» тоже станет прекрасным лекарством.
Покорите неприступную гору. Избавьтесь от проблем. Помогите Мэдлин.
- Если же игра все-таки окажется для вас непреодолимо сложной, разработчики предусмотрели упрощенный режим прохождения: вы можете замедлить время и длительность анимаций персонажа, чтобы успеть поразмыслить в полете и спокойно нажимать на кнопки. Однако я не рекомендую его использовать, ведь вся красота геймплея именно в точном расчете уровней и неустанном преодолении препятствий. ↩
- Не знаю, как люди их обнаружили. Я пропустил большую часть кристальных сердец и буду «наверстывать» их после прохождения God of War. Загадки, которые нужно решить для их обнаружения, реально сложные — причём некоторые требуют запоминания событий, которые происходят на других уровнях. ↩