В МГУ есть зал, в котором раз в месяц собирается Учёный совет. Лампы в нём светят тёплым жёлтым светом.

Когда я только начинал работать в пресс-службе Университета, сомневался, как выставлять баланс белого. Если оставить так, как я вижу глазами, то лица получатся жёлтыми — снимок будет выглядеть непрофессионально. Если выставить по белому листу, получится совсем не то, что было на самом деле.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Но дилемма оказалась ложной.

Баланс белого в репортажной съёмке

Камера и мозг фиксируют изображение по-разному. Камера — как было на самом деле, мозг — как привычнее. Люди в зале не воспринимают друг друга как персонажей «Симпсонов»; наш мозг на лету меняет цвет на более естественный. А вот фотоаппараты так не умеют.

Если не менять баланс белого, получится менее правдивое изображение. Чтобы оно более-менее совпадало с реальными ощущениями людей, которые присутствовали в зале, следует выровнять тон кожи каждого человека при помощи «масок».

Естественно, репортажные фотографы так никогда не делают: перед каждым мероприятием они выставляют баланс белого по листу, который держит специально обученный человек. Иначе вместо ректора и его окружения за столом будут сидеть морковки. «Настоящий» свет никого интересует.

Цвет кожи необязательно всегда подгонять под эталонные значения. Предположим, вы гуляете с девушкой в лунную ночь по набережной. Остановились, повернулись к ней, полезли целоваться… И тут вдруг поняли, что у неё синее лицо. Вас это остановит? Вряд ли. Вы понимаете, почему ее лицо не розовое.

Если вы захотите сфотографировать девушку перед тем, как она отвесит вам пощёчину, менять баланс белого не надо. На фотографии все будет именно так, как было на самом деле.

В художественной фотографии все сложнее.

Баланс белого в постановочной съёмке

В финале последнего RAW-баттла фотография одного из участников экспортировалась как-то неправильно, из-за чего тон кожи сместился в сторону зелёных и синих оттенков.

В чём было дело, мы так и не разобрались

Но никого это не напрягло. Художественная фотография допускает массивные преобразования цвета. Так?

Не так. Если зритель не понимает, почему белый разбалансирован, то воспринимает снимок как бракованный. Нет причины, почему кожа модели не розовая.

В фильмах цвет часто не такой, как в реальной жизни. И тон кожи тоже отличается от эталонного — например, в «Матрице» он зелёный. Но зелёный не просто так: тогда ещё братья Вачовски использовали разные цветовые схемы для разделения вымышленного мира от реального. Стоило Нео и Тринити вернуться в реальность — и всё, нет больше зелёного оттенка.

Более того, тонировка фильмов не имеет отношения к балансу белого. Изначально фильмы снимаются с правильной температурой, и только потом группа цветокорректоров красит их, тонирует с использованием реперных нейтралей и так далее.

Поэтому, если зритель понимает причину, из-за которой тон кожи не соответствует эталонным значениям, то его можно смещать куда угодно и как угодно. Иначе — нельзя.

Так «как было» или «как надо»?

По умолчанию — как надо. Но если есть весомые причины сместить баланс белого во всей фотографии, то они должны быть очевидны не только фотографу, но и зрителю.

 


Полезные ссылки по теме
Георгий в сети